Как учиться правильно

 

всё по уму да по науке

www.supermemo.com/en/articles/20rules
Effective learning: Twenty rules of formulating knowledge
Dr Piotr Wozniak, February, 1999

доктор биологических наук, специалист по информатике,
соблюдает анонимность в интернете

Есть перевод его статьи на русский язык.

Но с этим материалом есть и одна проблема.

Дело в том, что он содержит 20 пунктов, причём многие из них не просто перекликаются, а очень даже тесно связаны друг с другом. Человеческое же восприятие устроено таким образом, что мы плохо запоминаем списки длиннее 7-8 пунктов. Поэтому по прочтении данной статьи, особенно если читать её всю разом за один присест, пересказать то, что только что прочёл — практически невозможно.

Попытаюсь сгруппировать эти правила, чтобы уменьшить-таки их число до реального:

a. Понять и простить

Сначала понять, где общее, а где частное; и лишь затем запоминать.

1, 2, 3, 13, 14, 20

understand - learn - memorise

Новые знания должны опираться на те образы и примеры, что у вас уже есть:

  • Сначала общее представление, (желательно, основанное на личном опыте или знаниях),

  • Затем расстановка деталей по их местам в общей картине,

  • потом уже запоминание по приоритетам:

    • сначала общей картины,

    • а затем и её деталей (а там уж что из них важнее).

b. Краткость - сестра

4, 12, 17

  • Основы должны быть просты, полнота представлений не требуется.

  • И формулировки предельно просты. Ни лишнего слова.

c. Пропускай

5, 8

  • Текстовые и графические пропуски […​] просты и эффективны.

d. Лучше один раз увидеть

6, 7 чем сто раз услышать.

  • Лучше десять раз услышать, чем сто раз прочитать.

    • И ещё надо пару десятков раз набрать на клавиатуре.

Панически гуглить картинки не требуется.

Достаточно вообразить у себя в голове.

e. Избегай перечислений

9, 10, 11

особенно неупорядоченных или нумерованных

  • Не только в строку (через запятую),

    • Но даже упорядоченных маркированных списков.

А также находи различия между понятиями,

похожими до степени смешения.

f. Ссылайся, отсылай, посылай

15, 16

  • указывай контекст (например, при запоминании значения слова указывай область его использования)

  • сохраняй указания на связанные с этим словом эмоции

g. Записывай и сверяй

18, 19

  • выбирай достоверные и актуальные источники,

  • указывай источник и дату,

  • периодически проверяй обновления.

Всего этого уже не должно быть на карточках, но в полях записей — необходимо.

Карта разума

Список получился не очень наглядным,

попробую сделать его в виде карты ума:

 

Не врите!

Тест на честность, поэтому не врите – хотя бы самому себе.
— Николай Иванович Козлов
Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день


О каком вранье идёт речь?

О разном.

Например, человек
  • только установил Anki,

  • тут же сделал пару карточек Основная (+ обратные),

  • пытается их учить.

  • Видит странное:

    • два раза показывается

    • одна и та же пара слов

    • в том же направлении.

Думаю, вы уже знаете, что нередко происходит дальше.

Погуглить по форумам? Зачем?!
Ведь наверняка уже был такой вопрос, спрашивали же,
значит, кто-нибудь быстренько метнётся, продублирует ответ персонально для меня.

Я создал две карточки из одной записи, вторую карточку показывает неправильно.

В чём тут враньё себе? Причина не во мне, причина в программе.
Стремительность. Мне не нужно время, чтобы над чем-то задуматься.

Почитать руководство? Неа. Зачем?

Это программа должна взаимодействовать с пользователем таким образом,
чтобы он мог разобраться во всём без чтения каких бы то ни было справок.

А о чём тут должна идти речь, если быть честным с самим собой?

О лени? Многие с лёгкостью признаются: да, мне лениво.
Почему они делают это с лёгкостью? Потому что это очередная ложь.
Лгать легко. Трудно признаться в правде.

В чём ложь? — Лени не существует.

Тогда в чём трудно признаться человеку?
Почему ему якобы лень искать по форуму?

Да потому что не получается искать. Непростое это дело.

Прежде всего подумать надо, какие именно буквы искать.
А чтобы хорошо составлять поисковые запросы, нужен опыт.
Который надо нарабатывать, а на это нужно потратить время и проявить усердие.
Время уже потрачено чёрт-знает-куда, усердия не хватило, жизнь идёт, результата нет.
Приходится делать хорошую мину при плохой игре.

P.S. Так что там с карточками?
  • Воткните текст {{Card}} в начало шаблона лицевой стороны.

    • Видите? Это не вторая первый раз, как вы ожидаете, а второй раз первая :-)

  • Затем откройте в веб-браузере Руководство Пользователя

    • и через Ctrl+F найдите, что говорится об этом спецполе.

  • Да не закрывайте сразу мануал-то, ;-)

    • вокруг тоже почитайте, о чём ещё рядом говорится-то, до и после.

 

Портнов

США 4592: Как не врать себе? Как быть честным с собой?

www.youtube.com/watch?v=HKTMtNnNJJA

Канал Михаила Портнова “Голос Силиконовой Долины” /Кремниевой?/
www.youtube.com/user/SiliconValleyVoice/

 

Козлов

Do not lie.

Не врите, не врите, не врите…

— Николай Козлов
ФИЛОСОФСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ОБДУМЫВАЮЩИХ ЖИТЬЕ или Веселая книга о свободе и нравственности

 

Действуй!

Конечная цель всей этой учебной деятельности:

вам надо сформировать у себя устойчивый трудовой навык
по самостятельному изготовлению колод карточек Anki.

А просто чтение — это не деятельность.

Знайте, когда вам говорили учителя
"Школа — это ваша работа"
— вас обманывали!

Деятельность — это когда вы сами создаёте что-то новое,
а не автор книги, которую вы читаете.

Tip
Помните:

Хотят многие,
но лишь немногие проделывают необходимую работу.

Принцип Парето

До финиша доберутся немногие…​

Если хотите

Это и есть закон Парето 80 20:
из пяти захотевших только один
попытается сделать хоть что-то для того,
чтобы получить желаемое.

Остальные ждут, когда само с неба упадёт.
Или на форуме кто-нибудь подскажет.
А не подскажет никто — ну и Бог с ним.

Вы из числа тех, кто в море один за всех и все за одного?
Никто ваш ответ не узнает.
Будьте честны хотя бы сами с собой.

Принцип 20/80 действует и дальше:

из пятка хотя бы попытавшихся
только один добьётся хоть до какого-то результата.

Только у одно из пяти результат будет иметь значение.

Лишь у пары из десятка его результат будет иметь значение
не только для него самого, но и для пяти людей из его ближайшего окружения.

Мы есть среднее арифметическое пятёрки людей,
с которыми проводим больше всего времени.
— Джим Рон

И лишь у совсем немногих результат будет иметь общественно важное значение.

Note Поскольку никакого ограничения данной рекурсии не определено,
её можно продолжать бесконечно в любую сторону.

посчитал количество людей в этой пирамиде
и сравнил с количеством скачивающих колоды на AnkiWeb:
порядок чисел совпадает :-)

Да, числа 80/20 не абсолютны, они разнятся по обстоятельствам,
что, впрочем, не отменяет самого принципа.

И не утешайте себя:
Отрицательный результат — тоже результат.
— Нильс Бор


Ваша жизнь — не физический эксперимент.
Все-таки результат — это движение вперед.
— Владимир Владимирович Путин

 

.

 

© 2017-04-12
Несмотря на то, что текст опубликован в свободном доступе, все права на него оставляю за собой.
Если вам необходимо где-то использовать весь текст или его часть — напишите мне и мы обсудим.

Свои вопросы и предложения по Anki засылайте  на форум  reddit.com/r/AnkiRu/ 

P.S. Все имена и события вымышлены. Все совпадения случайны.
Все торговые марки принадлежат их владельцам,
случайные упоминания в тексте не являются покушением на их использование.

И вообще, вам это всё привиделось. Было сном.

Немедленно сотрите у себя этот файл и забудьте то, что прочитали :-)

.