Успешная учёба: ХХ правил

Формулирование знаний от Петра Возняка

Effective learning: Twenty rules of formulating knowledge

Dr Piotr Wozniak, February, 1999

Dr Piotr Wozniak
Крошка сын
          к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
           хорошо
и что такое
           плохо?-
У меня
      секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого
          ответ
помещаю
       в книжке.
		— В. В. Маяковский

 

Подсказка
Общеизвестно, что человек хорошо справляется,
когда ведёт 7-8 дел одновременно.
Если у вас 2-3 дела на рабочем столе — вы недогружены.
Если стол завален стопкой из 15-20 дел — вы перегружены.
 
Запланируйте на чтение этой статьи 3 дня:
пп. 1-7 в первый день, 8-14 во второй, 15-20 и выводы на третий.
 
Не стремитесь всё прочесть за один день.
Тут важна не скорость, а качество:
сколько пунктов из прочитанного
вы сумеете перечислить по памяти на следующий день.

 

Примечание
Однако и принцип Парето никто не отменял :-)
Я понимаю, что лишь одному из пяти хватит упорства и терпения
последовательно день за днём возвращаться к одному и тому же материалу.
 
Специально для тех, кому некогда, я сделал свой краткий перефраз
этой статьи, читайте на странице «Как правильно учиться»

 

Коротко: 20 правил Петра Возняка

Действенная дрессировка (выработка полезного условного рефлекса):
двадцать правил краткого и точного словесного определения знаний.

  1. Не учи, если не понимаешь

  2. Выучи, прежде чем запоминать

  3. Строй на прочном фундаменте

  4. Приклейся к принципу минимума информации

  5. Пропуски текста легки и эффективны

  6. Используй мысленные образы

  7. Используй мнемонические техники

  8. Графические пропуски столь же хороши, как и текстовые

  9. Избегай перечислений через запятую

  10. Избегай упорядоченных списков

  11. Борись с помехами

  12. Оптимизируй словесные формулировки

  13. Ссылайся на другие воспоминания

  14. Опирайся на свои личные примеры

  15. Полагайся на эмоции

  16. Контекстные подсказки упрощают словесную формулировку

  17. Избыточность не противоречит принципу минимальной информации

  18. Указывай источники

  19. Обеспечь датировку

  20. Выстраивай очерёдность по важности

Q: вопрос Question
A: ответ Answer

 

Осторожно! Эта статья поможет вам преодолеть одну из самых больших трудностей,
с которой вы столкнетесь, пытаясь ускорить своё обучение:
формулирование знаний.

Скорость обучения зависит от того, как вы формулируете материал. Один и тот же материал можно изучать во много раз быстрее, если его правильно сформулировать! Разница в скорости может быть ошеломляющей!

Правила перечислены в порядке важности. Первыми перечислены те, которые чаще всего нарушаются или приносят наибольшую пользу, если их соблюдают!

Существует основополагающее предположение, что вы продолжите обучение с использованием интервального повторения, то есть вы не просто заучите один раз, но будете регулярно повторять материал через оптимальные промежутки (как в SuperMemo).

 

1. Не учи, если не понимаешь

Пытаться выучить вещи, которые ты не понимаешь — такое положение дел может казаться практически невозможной бессмыслицей. Однако, всё ещё поражает пропорция студентов, совершающих преступление неразумного заучивания. Очень часто у них просто нет другого выбора! Качество многих учебников или текстов лекций совершенно прискорбное, в то время как сроки экзаменов никуда не сдвигаются.

Даже если вы не говорите по-немецки, всё равно можете попытаться выучить историю по немецкому учебнику. Книга может быть вызубрена слово за словом. Однако, время, которое потребуется для такого слепого заучивания, совершенно астрономическое. Куда более важно, что значимость такого знания ничтожна. Даже если вы вызубрили учебник, вы по-прежнему не знаете ничего о самой истории.

Конечно, это чрезмерный пример. Однако, материалы, которые вы учите, часто могут казаться хорошо структурированными и вы можете тенденциозно обвинять себя в недостатке усердия. В результате вы можете начать осквернять свой учебный процесс большим количеством бесполезного материала, который предательски заставляет вас поверить:
«когда-нибудь мне это понадобится».

 

2. Выучи, прежде чем запоминать

Прежде чем вы продолжите запоминание отдельных фактов и правил, вам необходимо выстроить всеобъемлющую картину изучаемой области знания. Только когда вам станет понятно, какое место занимают отдельные кусочки в сцепленной воедино структуре, вы сможете кардинальным образом снизить затраты времени на обучение…​

Это очень тесно связано с первым правилом: если вы не понимаете значительное количество составляющих частей, то вы не сможете достичь понимания общей картины в целом.

Не начинайте запоминание со слабо связанных фактов! Сначала прочтите главу вашей книги, которая свяжет их вместе (например, принципы двигателей внутреннего сгорания). Только затем продолжайте заучивать частные вопросы и ответы (например, Что приводит в движение поршни в ДВС?)

 

3. Строй на прочном фундаменте

Опирайся на основы

Картина изученного целого (как обсуждалось в Правиле 2: Учиться перед запоминанием) не обязательно должна быть полной до последней детали. Как раз наоборот, чем проще картинка, тем лучше. Чем короче начальная глава вашей книги, тем лучше. Простые модели легче осмыслить и охватить. Вы всегда можете использовать их позже.

Не пренебрегайте основами. Запоминание кажущихся очевидными вещей - не пустая трата времени! Основы тоже могут весьма меняться со временем, и поскольку затраты на запоминание простых вещей малы, то лучше ошибиться, вспоминая основы, пока цена ошибки относительно невелика. Помните, что обычно вы тратите 50% своего времени, повторяя всего 3-5% изученного материала! www.supermemo.com/articles/theory.htm Основы, как правило, легко удерживаются в памяти и занимают микроскопическую часть вашего времени. Тем не менее, каждый провал памяти на основах, когда он будет обнаружен значительно позже, при запоминании каких-то мелких деталей, может стоить вам очень дорого!

 

4. Приклейся к принципу минимума информации

Изучаемый материал должен быть сформулирован настолько просто, насколько это вообще возможно. Простота не предполагает потери информации и пропусков трудных частей. Простота — это важно, именно так работает мозг.

Вот две главные причины, по которым знание должно быть простым:

  • Простое запомнить легко.
    По определению, простой материал запоминается легче. Это происходит из факта, что такие простые формы легки для обработки мозгом, потому что процесс обработки каждый раз идёт одним и тем же путём. Вообразите лабиринт. Когда делаете повторение части материала, ваш мозг пробегает через лабиринт (вы можете вообразить сеть нейронов как переплетение путей). В процессе бега мозг оставляет пометки на стенках. Если он может бежать по единственному уникальному пути, тропинка натоптана и ей следовать легко. Если же доступны многие комбинации, каждый пробег может проходить по различным трассам, которые могут пересекаться, осложняя нахождение правильного выхода. То же самое происходит на клеточном уровне с активизацией различных синаптических соединений при каждом повторении сложного материала.

  • Повторения простых элементов легче планировать.
    Я предполагаю, что вы составляете повторения изучаемого материала, используя оптимальные интервалы между повторами (как в СуперМемо). Если вы решаете, что отдельный элемент состоит из двух подэлементов, вам придётся назначать повторения достоточно часто, чтобы хранить более сложный элемент в памяти. Если вы разбиваете сложный пункт на подпункты, то каждый из них может повторяться по своим собственным интервалам, таким образом сохраняя вам время. Очень часто неопытные студенты создают вопросы, которые легко могут быть разделены на 10 и более подвопросов! Хотя количество пунктов при этом и возрастает, количество просмотров каждого отдельного пункта остаётся обычно достаточно малым, чтобы значительно перевесить:

    1. забывание сложного пункта снова и снова,

    2. повторение с чрезмерно короткими интервалами,

    3. запоминание на деле только части информации.

Вот яркий пример:

Плохо сформулированные знания - Сложно и многословно

Q: Каковы характеристики Мёртвого моря?

A: Это солёное озеро, находящееся на границе Израиля и Иордании. Его береговая линия является самой низкой точкой на поверхности Земли, в среднем 396 метров ниже уровня моря. Оно 74 км в длину. Оно в 7 раз солёнее мирового океана (в абсолютных цифрах это 30% от объема озера) /средняя солёность Мирового океана 35 ‰ промилле и простая калькуляция показывает, что больше в 8.5 раз — прим. перев./ Такая солёность держит пловца на поверхности воды. Только простейшие организмы выживают в таком солончаке.

Хорошо сформулированные знания - Просто и точно

Q: Местонахождение Мёртвого моря
A: граница Израиля и Иордании

Q: Самая низкое место на суше
A: береговая линия Мёртвого моря

Q: Средний уровень Мёртвого моря
A: 400 метров (ниже уровня мирового океана)

Q: Протяжённость в длину
A: 70 км

Q: Мёртвое море солёнее Мирового океана
A: в 7 раз

Q: Объёмный процент содержания соли в воде Мёртвого моря
A: 30%

Q: Почему Мёртвое море держит пловцов на поверхности воды?
A: из-за высокой плотности раствора соли

Q: Мёртвое море называют так, потому что
A: в нём выживают лишь простейшие микроорганизмы

Вы можете захотеть поэкспериментировать и попытаться выучить пару предметов, используя оба преложенных выше подхода, и увидите для себя, что преимущество приносит принцип минимума информации. Это в особенности заметно при долгосрочной перспективе, то есть чем дольше вы должны помнить заученные знания, тем большую пользу вы сможете извлечь из упрощения ваших единиц информации.

Заметьте в примере выше, насколько коротки вопросы. Также заметьте, что ответы куда короче! Мы хотим, чтобы минимальное количество информации запрашивалось из памяти при одном повторении! Мы хотим, чтобы ответ был настолько коротким, насколько это вообще можно себе представить.

Вы можете заметить, что знание, заученное в плохих примерах, не является полным эквивалентом знаний, полученных в виде хорошо структурированных формулировок. Например, вы вспомните, что Мёртвое море может поддерживать пловцов на поверхности, но можете забыть, что это вообще является его первостатейной характеристикой.

Дополнительно, округление (396 до 400 и 74 до 70) приводит к некоторой потере информации. Это можно вылечить дополнительными вопросами (типа 400-4 и 70+4) либо сделать имеющиеся более точными (нижний уровень Мёртвого моря = 399 метров).

Вы также потеряете способность свободно декламировать вслух описание Мёртвого моря, когда учитель вас вызовет к доске. Однако, бьюсь об заклад, что сияние у школьной доски не является для вас окончательной целью обучения.

Чтобы узнать, как справляться с декламацией и стихами, читайте дальше правило 10: Избегай упорядоченных списков.

 

5. Пропуски легки и эффективны

Пропуски — это предложение, какая-то часть которого (или даже какие-то части) заменены многоточием в квадратных скобках. Упражнение, содержащее предложение с пропусками, заключается в предложении учащемуся заполнить этот промежуток (или даже несколько таких просветов), обозначенный троеточием. Например, Билл […​] был вторым президентом США, в отношении которого проводилась процедура импичмента.

Если вы начинающий и если вы находите трудным следовать принципу минимума информации — используйте пропуски! Если вы опытный пользователь — вам тоже понравятся пропуски. Это быстрый и эффективный метод конвертирования книжного знания в знание, которое может быть предметом заучивания, основанного на методе интервального повторения. Пропуски составляют ядро техник скорочтения, называемых инкрементальное чтение.

Плохо - Сложно и многословно

Q: Какова была история компании Kaleida Labs?

A: Kaleida была основана на $40 миллионов Apple и IBM в 1991 году. Миссией раскрученного стартапа было создание мультимедийного плеера и мультимедийного же языка программирования Script X. И они были таки созданы. Но лишь за три года, с 1992 по 1995 год. В то же время такие компании, как Macromedia и Asymetrix, расхватали весь бизнес. Kaleida была закрыта в 1996 году (даты по русской вики).

Хорошо - Простые пропуски

Q: [Компания] была основана на $40 миллионов Apple и IBM в 1991 году.
A: Kaleida

Q: Kaleida была основана на [сумму денег] Apple и IBM в 1991 году.
A: $40 миллионов

Q: Kaleida была основана на $40 миллионов [компаниями] в 1991 году.
A: Apple и IBM

Q: Kaleida была основана на $40 миллионов Apple и IBM в […​] году.
A: 1991

Q: Миссией раскрученного стартапа было создание […​] и мультимедийного языка программирования Script X
A: мультимедийного плеера

Q: Миссией раскрученного стартапа было создание мультимедийного плеера и мультимедийного языка программирования […​]
A: Script X

Q: И они были таки созданы. Но лишь за […​] года
A: 3 (три)

Q: Такие компании, как […​] и […​], расхватали весь бизнес.
A: Macromedia, Asymetrix

Q: Kaleida была закрыта в [199?] году.
A: 1996

 

6. Используй мысленные образы

Зрительная кора головного мозга является той его частью, в которой интерпретируются визуальные стимулы. Она получила очень хорошее развитие, поэтому мы и говорим, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Действительно, если вы посмотрите на значительное количество деталей на картинке и оцените лёгкость, с которой они удерживаются в памяти, то вы заметите, что наши возможности по обработке вербальной информации значительно уступают возможностям по обработке зрительной. То же самое относится к памяти. Графическое представление информации обычно гораздо менее изменчиво.

Однако обычно значительно меньше времени занимает сформулировать простую пару вопрос-ответ, чем отыскать подходящее изображение либо создать его самому. Вот почему вам придётся, вероятно, постоянно оценивать соразмерность усилий по вставке изображения в вопрос по сравнению с ожидаемой пользой от использования графики в вашем учебном материале. Удачно подобранные картинки значительно сократят время обучения в таких областях, как анатомия, география, геометрия, химия, история и многие другие.

Сила образов объясняет, почему концепция карт сознания Тони Бузана так популярна. Карта разума - это абстрактная картина, в которой связи между ее компонентами отражают логические связи между отдельными понятиями. (Это написано в 1999 году. В 2017 году карты ума | mind maps совсем не пользуются популярностью, по крайней мере, в российской части информационного пространства. - прим.перев.)

Менее полезная формулировка вопроса

Q: Какая африканская страна находится между Кенией, Замбией и Мозамбиком?

A: Танзания

Более эффективная формулировка

Q: Что это за африканская страна?

Карта Танзании

A: Танзания

 

7. Используй мнемонические техники

Мнемоники — это различные приёмы, которые делают запоминание легче. Часто они удивительно эффективны. Для большинства людей зрелище 10-летки, запоминающего последовательность из 50 игральных карт, граничит с обнаружением юного гения. Поэтому очень удивительно узнать, как легко научиться методам, которые делают это возможным после небольшого обучения. Эти методы доступны для всех и не требуют специальных навыков!

Перед тем, как вы начнёте понемногу верить, что овладение такими специальными приёмами предоставляет вам вечное решение проблемы забывания, следует предупредить, что впереди вас ждёт узкое место в отношении долговременного запоминания полезной информации: такое запоминание не даётся быстро.

В действительности заучивать легко. Узкое место заключается в сохранении воспоминаний в течение месяцев, лет или на всю жизнь! Для решения этой задачи вам и понадобятся программа Anki и соблюдение 20 правил, представленных здесь.

О мнемонических приёмах запоминания написаны дюжины книг. Вероятно, написанные Тони Бьюзеном наиболее популярны и уважаемы. Вы их можете найти на рутрекере, да и вообще погуглить эту тему.

Опыт показывает, что после небольшой тренировки вы будете нуждаться в осознанном применении мнемотехник лишь в 1-5% ваших карточек. Со временем использование мнемотехник станет вообще автоматическим.

Карта памяти, достойная подражания:

Exemplary mind map

Карта ума 6 шагов нарисована в Mind Manager 2017
переводом диаграммы связей by John England, TeamLink Australia

 

8. Графические пропуски столь же хороши, как и текстовые

Изображения с пропусками работают аналогично текстам с пропусками, только в них скрывается не часть фразы, а часть изображения (??!)

Например, когда учите анатомию, вы можете презентовать сложную иллюстрацию, лишь малая часть которой будет отсутствовать. Задача студента — назвать недостающую область.

Одна и та же иллюстрация может служить основой для десятков карточек: на каждой закрывается какой-то специфический участок пикчи.

Пропуски подписей к объектам великолепно работают в географии.

Образцовое закрытие подписи к изображению:

ВОПРОС:

мозжечок

ОТВЕТ: МОЗЖЕЧО́К

 

9. Избегай перечислений через запятую

Неупорядоченные коллекции однородных объектов, перечисленных в ряд через запятую.

Например, фруктовый набор: груша, яблоко и персик.

Классическим примером вопроса, трудного для запоминания, является просьба перечислить членов множества.

Например:

Какие страны являются участниками Европейского Союза?

Вам следует избегать таких формулировок вопросов настолько, насколько это возможно,
поскольку цена такого запоминания и удержания в памяти чрезвычайно высока.

Если же запоминания набора избежать не удаётся,
то следует по крайней мере преобразовать его в упорядоченный маркированный список.

Настоятельно рекомендуется максимально избегать нумерованных списков,

особенно если порядок сортировки очевиден и не зависит от нумерации —
такие списки также трудны для запоминания.

Однако, упорядоченные списки обладают громадным преимуществом перед неупорядоченными, поскольку они
побуждают мозг воспроизводить список всегда в одном и том же порядке.

Казалось бы, в данном случае приходится запоминать больше информации:
помимо элементов списка — ещё и их порядок.

Как это ни парадоксально, но факт:

несмотря на увеличение количества запоминаемой информации,
упорядоченные списки запоминаются легче.

Причина всего этого обсуждалась ранее в контексте принципа минимума информации: вы всегда должны пытаться убедиться, что ваш мозг в процессе повторения каждый раз работает точно таким же образом. В случае с наборами перечисление членов множества в произвольном порядке при каждом повторении оказывает пагубное влияние на память.

Практически невозможно запоминать наборы, содержащие более пяти членов, без использования мнемотехники, группирования, упорядочения внутри групп и так далее.

Несмотря на это утверждение, вы часто добиваетесь успеха из-за подсознательно освоенных методов, которые помогут вам обойти эту проблему. Те методы, однако, терпят неудачу у вас слишком часто. По этой причине: Избегайте перечислений! Если они вам крайне нужны, разбивайте строку с перечислением на группы и преобразуйте в упорядоченные списки.

ОЧЕНЬ ПЛОХО: перечисления в строку через запятую неприемлемы!

Q: Какие страны участвуют в Европейском Союзе на 2002 год?

A: Бельгия, Португалия, Нидерланды, Соединённое Королевство, Люксембург, Ирландия, Испания, Греция, Франция, Австрия, Дания, Швеция, Финляндия, Германия, Италия.

ВЕСЬМА НЕПЛОХО: преобразование в списки

Q: Скандинавские страны-участники ЕС:
A:

  • Финляндия

  • Швеция

  • Дания


Q: Страны Бени Люкса:
A:

  • Бельгия

  • Нидерланды

  • Люксембург


Q: Британника:
A:

  • Соединённое Королевство Великобритании

  • Ирландия


Q: Пиренеи:
A:

  • Португалия

  • Испания

  • Франция


Q: Альпы:
A:

  • Италия

  • Австрия

  • Германия


Q: Балканы:
A:

  • Греция

Обратите внимание, что в этом примере набор из 15 стран разбит на 4 группы по 3 страны, одна группа из пары стран и бедная одинокая Греция. Упорядочены внутри групп по соседству на карте. Если имеете хотя бы общее представление о карте Европы, то перечислить страны-участницы ЕС вам будет очень легко (тут участвует правило: опирайся на ранее приобретённые знания). Заметьте, что количество информации возросло: помимо названия страны надо представлять её место на карте, и помнить хотя бы общие черты самой карты. Но картинки запоминаются гораздо легче слов. Заодно не надо забивать себе голову годами вступления (если запоминание такой информации не является самоцелью), поскольку цифры — этот суть тоже текстовая информация. Принцип минимума инфромации свято соблюдён!

 

10. Избегай упорядоченных списков

Упорядоченные списки также являются примером классических вопросов, которые трудно усвоить. Они все еще гораздо более приемлемы, чем хаотичные перечисления через запятую.

Избегайте перечислений, где бы вы ни находились. Если вы не можете их избежать, справляйтесь с ними с помощью пропусков.

Изучение алфавита может быть хорошим примером:

Трудно запомнить:

Q: Какова последовательность букв в алфавите?
A: А Б В Г Д Е Ё Ж З И й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ ъ ы ь Э Ю Я

Легче запоминать группами с пропусками:

Q: […​]ПРСТ
A: ёПРСТ

Q: йКЛ[…​]П
A: йКЛМНО

Q: У […​] Ш
A: У Ф Х Ц Ч Ш

Так вы сможете выучить алфавит гораздо быстрее.

Самое большое преимущество вышеуказанного подхода заключается в том, что это легче по психологическим причинам: ученику не нужно останавливать повторения, чтобы прочесть всю последовательность, и он может сосредоточиться только на небольшой части изученного материала. Тем не менее рекомендуется, чтобы он произносил вслух весь алфавит после повторения. Однако, как только все отдельные части хорошо запомнятся, чтение целого должно быть приятным и быстрым действием, которое производит небольшое разочарование.

Пропуски могут перекрывать друг друга. Таким образом запоминание усиливается, скажем, О на второой карточке уже будет знакома зубрилке и основные усилия будут направлены на М и Н. (Это фишка СуперМемо, Anki перекрытия пропусков НЕ поддерживает. - прим.перев.) Такая избыточность не противоречит принципу минимума необходимой инфромации, потому что дополнительная информация вставляется в дополнительные позиции, а здесь мы просто играемся с теми же самыми позициями.

Вы также можете заниматься по упорядоченным спискам с группировкой (по примеру со странами ЕС), но пропуски должны быть проще и их должно быть достаточно в большинстве случаев.

Запоминание стихов наизусть — пример заучивания упорядоченных последолвательностей (все слова и предложения должны следовать в строго определённом порядке); однако, в силу сильных семантических связей и ритма, часто можно запоминать поэзы вполне успешно и без использования пропусков и разочарования от забывания маленьких частей снова и снова.

Однако, как только вы заметите, что спотыкаетесь на своём стихотворении, вам следует разделить его на части с пропусками и, следовательно, убедиться, что обучение пойдёт быстро, легко, эффективно и приятно.

Так не пойдёт:

Q: Путаница (Корней Иванович Чуковский)
A: Ехали медведи На велосипеде. Зайчики в трамвайчике, Жаба на метле. Едут и смеются, Пряники жуют.

А так легче лёгкого:

Q: Путаница (Корней Иванович Чуковский)

A: Ехали медведи
на велосипеде.


Q: Путаница (Корней Иванович Чуковский)
Ехали медведи

A: На сипеде вело.
Зайчики в транвайчике,


Q: Ехали медведи
Зайчики в трамвайчике,

A: Жаба на метле.
Едут и смеются,


Q: Зайчики в трамвайчеге
Жаба на метле.

A: Едут и смеются,
Пряники жуют.


Q: Жаба на метле.
Едут и смеюцца.

A: Прянеги жуют.

Звучит искусственно? Да, это так!

Но вы никогда не узнаете, насколько такой подход эффективен, пока не попробуете сами!

 

11. Борись с помехами

Когда вы узнаете о подобных вещах, вы часто путаете их. Например, у вас могут быть проблемы с различением названий Мавритания и Маврикий. Это будет даже более заметным, если вы запомните много чисел, например, оптимальные дозировки препаратов в фармакотерапии. Если знание одного элемента затрудняет запоминание другого предмета, мы имеем дело с интерференцией памяти. Вы можете часто помнить предмет в течение многих лет с прямыми отличными оценками, пока …​ вы не начнёте запоминать другой предмет с предельно близкими значениями, в такой ситуации может оказаться, что и вы и то, что прекрасно знали, не можете вспомнить, и новое никак не запоминается!

Например, если вы изучаете географию и запоминаете, что страна, расположенная между Венесуэлой, Суринамом и Бразилией, является Гайаной, вы, вероятно, легко вспомните этот факт в течение нескольких лет с помощью всего лишь нескольких повторений. Однако, как только вы добавите похожие предметы, спрашивающие о местонахождении всех этих стран, а также Французской Гвианы, Колумбии и других стран, вы вдруг заметите сильное вмешательство в память, и вы можете неожиданно забыть. Проще говоря: вы будете запутаны в том, что есть что.

Помехи, вероятно, являются единственной величайшей причиной забывания в коллекциях опытных пользователей Anki. Вы никогда не можете быть уверены, что этого не произойдёт, и никогда не можете предсказать, когда это случиться. Единственное средство борьбы — устранить проблему по факту её обнаружения.

Другими словами, вы никогда не можете предотвратить возникновение такой проблемы в момент формулирования знания. Интерференция может произойти между очевидно похожими объектами, например, Дели и Дили. А может случиться и между совсем не связанными внешне объектами, скажем, Гайана, кайман и…​ аспирин. Причём всё очень индивидуально: то, что очевидно для одного, совершенно невозможно для другого человека.

И всё это очень трудно предсказать.

Тем не менее вы должны сделать все возможное, чтобы предотвратить вмешательство, прежде чем оно скажется. Это сделает ваш процесс обучения менее напряженным и умственно терпимым. Вот несколько советов:

  • делать предметы как можно более однозначными;

  • придерживаться принципа минимальной информации (многие из оставшихся правил в этом тексте основаны на предотвращении вмешательства!);

  • устранить вмешательство, как только вы его заметите, т.е. до того, как оно станет вашей одержимостью (например, как только вы видите слово «неумелый», вы думаете: «Я знаю значения слов неспособный и неумелый, но я никогда не узнаю, какое из них какое!» и впадаете в депрессию).

 

12. Оптимизируй словесные формулировки

Формулировка ваших предметов должна быть оптимизирована, чтобы быть уверенным, что правильная лампочка в вашем мозгу загорается за минимальное время. Это уменьшит количество ошибок, повысит специфичность, сократит время отклика и поможет вашей концентрации.

Менее оптимально: слишком много слов вокруг пропуска:

Q: Aldus придумал настольные издательские системы, выпустив в 1985 году PageMaker. У Aldus не было конкурентов длительное время, но ребята не сумели этим воспользоваться. Проект из Денвера […​] нанёс удар позже. PageMaker, ныне принадлежащий Adobe, однако, прочно удерживает вторую позицию.

A: Quark

Чуть лучше: уменьшение количества слов повысит скорость запоминания:

Q: Aldus придумал настольные издательские системы, выпустив в 1985 году PageMaker, но не сумел обеспечить его развитие. Затем […​] пронёсся мимо (PageMaker остаётся вторым, однако).

A: Quark

Ещё лучше:

Q: Aldus придумал настольные издательские системы, но не сумел обеспечить развитие, и вскоре его обогнал […​]

A: Quark

Лучше:

Q: PageMaker не смог развиваться и уступил […​]

A: Quark

И лучше:

Q: PageMaker уступил […​]

A: Quark

Обратите внимание, что потеря информационного содержимого в этом элементе является несущественной. Во время повторения вы должны только знать имя: Quark. Не стоит надеяться, что сообщения о правах собственности на PageMaker и год его разработки каким-то образом просочится в вашу память как побочный эффект. Вы должны решить, важны ли для вас другие данные, и если это так, сохраните их в отдельных элементах (возможно, повторное использование вышеуказанного текста, повторное использование пропусков и оптимизация формулировки по-новому). В противном случае избыточная информация только замедлит процесс обучения!

 

13. Ссылайся на другие воспоминания

Ссылаясь на другие воспоминания, вы можете разместить свой предмет в лучшем контексте, упростить формулировку и уменьшить помехи. В приведенном ниже примере использование слов «скромный» и «проситель» помогает ученику сосредоточиться на слове «бесстыдно» и тем самым укрепить правильную семантику. Улучшение фокусировки помогает устранить помехи.

Во-вторых, использование слов «смиренный» и «проситель» позволяет избегать вмешательства с помощью этих слов. Наконец, предлагаемая формулировка является более короткой и более конкретной.

Разумеется, правила «от общего к частному» и «не учите то, что вы не понимаете», требуют, чтобы слова «скромный» и «проситель» были изучены заранее (или, по крайней мере, в одно и то же время).

Вопрос подвержен сильным помехам:

Q: derog: adj: shamelessly conscious of one’s failings and asking in a begging way

A: cringing

Вопрос использует связанные воспоминания для усиления правильного значения

Q: derog: adj: shamelessly humble and supplicant

A: cringing

 

14. Опирайся на свои личные примеры

Один из самых эффективных способов улучшить воспоминания - предоставить им ссылку на вашу личную жизнь. В приведенном ниже примере вы сэкономите время, если используете личную ссылку, а не пытаетесь нарисовать картину, которая бы точно иллюстрировала вопрос.

Труднее

Q: Как называется мягкая кровать без подлокотников или спинки?

A: диван

Легче

Q: Как называется мягкая кровать без подлокотников или спинки? (типа как у родителей)

A: диван

Если вы точно помните, какую мягкую постель можно найти в квартире родителей, вы сэкономите время, не имея необходимости вникать в семантику определения или искать подходящую графическую иллюстрацию к предмету мебели, о котором идет речь. Персональные примеры очень устойчивы к помехам и могут значительно сократить время обучения.

 

15. Полагайся на эмоции

Если вы можете проиллюстрировать свои предметы примерами, которые являются яркими или даже шокирующими, вы, вероятно, улучшите извлечение из памяти (пока вы не злоупотребляете теми же инструментами и не становитесь жертвами помех!). Ваши предметы могут принимать странную форму; однако до тех пор, пока они производятся для вашего личного потребления, цель оправдывает средства. Используйте объекты, которые вызывают очень специфические и сильные эмоции: любовь, секс, война, наркотики, ваш покойный родственник, объект вашего увлечения, Линда Трипп, Нельсон Мандела и т. д.

Хорошо известно, что эмоциональные состояния могут облегчить воспоминание; однако вы должны убедиться, что вы не лишены упомянутых эмоциональных ключей в тот момент, когда вам нужно получить данную память в реальной жизненной ситуации.

Сложнее

Q: a light and joking conversation

A: banter

Проще

Q: a light and joking conversation (e.g. Mandela and de Klerk in 1992)

A: banter

Если у вас есть яркие и позитивные воспоминания о встречах Нельсона Манделы и Де Клерка, вы, вероятно, быстро поймете значение определения стебаться (banter). Без примера вы можете бороться с помехами от таких слов, как badinage или даже chat.

В этом примере нет риска неуместного эмоционального состояния, поскольку государство помогает определить семантику выученной концепции! Хорошо продуманный пример может часто сокращать время обучения несколько раз!

Я записал примеры, в которых предмет без примера был забыт 20 раз в течение одного года, в то время как один и тот же элемент с тонким примером помехоустойчивости не был забыт даже один раз за десять повторений, разбросанных за пять лет. Это примерно эквивалентно 25-кратной экономии во времени за 20 лет! Такие примеры не редкость!

Наиболее результативно создавать такие карточки, следуя всем предыдущим правилам, нацеленным на простоту и против помех и пересечений.

 

16. Контекстные подсказки упрощают словесную формулировку

Вы можете

  • собирать карточки в отдельные колоды по отраслям знания и собирать такие колоды в дерево (по аналогии с папками в проводнике),

  • использовать для изучения разных предметов разные шаблоны,

  • создавать специальные поля для указания источника информации (название книги, автор, дата публикации, глава, страница и т. д.)

  • использовать метки.

Это поможет вам упростить формулировку ваших статей, так как вы избавитесь от необходимости указывать контекст своего вопроса. В приведенном ниже примере хорошо определенный префикс bioch: экономит вам много времени на печатание и ещё больше при чтении, но при этом вы не должны путать аббревиатуру GRE с экзаменом Graduate Record.

Многословие и неправильный порядок упоминания контекста могут стать причиной упущений из-за помех

Q: What does GRE stand for in biochemistry?

A: glucocorticoid response element

Уместные указания на контекст увеличивают шансы на успех

Q: bioch: GRE

A: glucocorticoid response element

Обратите внимание, что в рекомендуемом случае вы обрабатываете элемент, начинающийся с метки bioch, который немедленно помещает ваш мозг в нужный контекст. При обработке менее оптимального случая вы будете тратить драгоценные миллисекунды на проблеск озарения о значении GRE и …​ что еще хуже …​ вы осветите не те области вашего мозга, которые теперь могут быть подвержены интерференции!

 

17. Избыточность не противоречит принципу минимальной информации

Избыточность в простых терминах - больше информации, чем требуется, дублирующаяся информация и т. д. Избыточность не вступает в противоречие принципу минимальной информации и может даже приветствоваться. Проблема избыточности слишком широка для этого короткого текста. Вот несколько примеров, которые иллюстрируют, что принцип минимальной информации не может пониматься просто как минимальное количество символов или битов в ваших коллекциях или даже элементах:

  • пассивный и активный подходы
    Если вы изучаете любой иностранный язык, то вы часто создаете пары слов, такие как телефон-telefono, language-lingvo, hope-esperanto и т. д. Эти пары требуют активного отзыва иностранного слова. Однако активный отзыв не гарантирует пассивного распознавания, и вы можете потерпеть неудачу с telefono-телефон, lingvo-language, esperanto-hope. Добавление новых элементов с замененными вопросами и ответами может в некоторых случаях быть излишним, но это не противоречит принципу минимальной информации! Ваши записи по-прежнему максимально просты. Вы просто получите от них больше.

  • аргументация
    вы часто хотите повысить свою способность рассуждать, задавая вопрос о решении этой проблемы. Вместо того, чтобы просто запоминать ответ, вы бы хотели быстро выполнить шаги рассуждения (например, решить простое математическое уравнение) и сгенерировать ответ. В таком случае предоставление подсказки по этапам рассуждения в ответе будет служить только в том случае, если вы всегда будете следовать правильному пути при повторениях.

  • уклонение в сторону
    при более сложных проблемах, требующих решения, запоминание каких-то индивидуальных побочных путей настоятельно рекомендуется (например, решение сложных математических проблем). Это не зубрёжка! Это создание уверенности, что мозг может всегда проследовать по кратчайшему пути, пока решается проблема.

  • множественное семантическое представление
    очень часто одни и те же знания могут быть представлены и рассматриваться под разными углами. Запоминание разных представлений одного и того же факта или правила рекомендуется в тех случаях, когда данная память имеет большую ценность. Это увеличит ожидаемый уровень отзыва (сверх того, который указан с забвением индекса)!

  • Гибкое повторение
    если есть много действительных ответов на один и тот же вопрос, убедитесь, что ваше представление позволяет идентифицировать эквивалентность и вознаградить вас хорошими оценками, предоставив только один из эквивалентных вариантов. Например, если вы изучаете язык, редко имеет смысл изучать все синонимы, которые соответствуют определению понятия. Более адекватным считается один синоним в качестве достаточного ответа (например, отметка, сделанная чернилами, пролитой на что-то = blot / blob / blotch)

 

18. Указывай источники

За исключением хорошо проверенных и доказанных знаний (например, 2 + 2 = 4),
мы настоятельно рекомендуем вам указывать источники, из которых вы собрали свои знания.

В реальной жизненной ситуации вы часто сталкиваетесь с трудностями в своих знаниях. Источники могут прийти вам на помощь.

Вы также обнаружите, что факты и цифры различаются в зависимости от источника.

Вы действительно можете удивиться тому, как легкомысленные информационные агентства публикуют данные, которые радикально отличаются от других столь же авторитетных источников. Без SuperMemo эти расхождения часто трудно заметить: прежде чем вы столкнетесь с новым фактом, старый часто оказывается забыт.

Благодаря предоставленным источникам вы сможете получить более обоснованный выбор того, какие фрагменты информации более надежны. Добавление меток надежности также может быть полезным (например, остерегайтесь! или другие источники отличаются!).

Источники должны сопровождать ваши предметы, но не должны быть частью приобретенных знаний (если вам не нужно иметь возможность напомнить источник, когда об этом попросят).

 

19. Обеспечь датировку

Знания могут быть
  • относительно стабильными

    • базовая математика,

    • анатомия,

    • таксономия,

    • физическая география

  • и крайне неустойчивыми

    • экономические показатели,

    • высокотехнологичные знания,

    • личная статистика.

Важно, чтобы вы снабжали свои товары штампами времени или другими тегами, указывающими на степень устаревания.

  • В случае статистических данных

    • вы можете отметить их годом, когда они были собраны.

  • Когда вы изучаете программные приложения,

    • вам достаточно поставить штамп с версией программного обеспечения.

Когда у вас есть новые цифры, вы можете обновить свои товары.

К сожалению, в большинстве случаев вам придется заново запоминать знания, которые устарели.

Фиксация даты полезна при редактировании и проверке ваших знаний;

Однако, вы редко захотите запомнить тиснение себя.

Если вы хотите запомнить изменения определенной фигуры во времени

(например, показатели ВНП в течение нескольких лет),
то отметка даты станет самим научным знанием.

 

20. Выстраивайте очерёдность по важности

Приоретизируйте.

Вы всегда будете оказываться лицом к большему количеству знаний, чем то, которым вы можете обладать.

Вот почему расстановка приоритетов имеет решающее значение для формирования качественных знаний в долгосрочной перспективе.

Способ, которым вы расставляете приоритеты, повлияет на то, как будут располагаться ваши слоты знаний. Это также повлияет на скорость обучения (например, сначала изучите основы). Есть много стадий, на которых приоритеты будут иметь место; Лишь немногие имеют отношение к представлению знаний, но все они важны:

  • Первоочерёдность источников - всегда будет несколько истончиков, которые вам известны. Если вы всё ещё в студенческом возрасте: скорее всего это будут книги и конспекты, относящиеся к каким-то предметам. В ином случае вы, вероятно, полагаетесь более-менее на журналы, интернет, телевидение, газеты, энциклопедии, словари и так далее и тому подобное таким образом. Это всегда Всегда стоит знать, какова оптимальная пропорция времени, затраченного на эти разнообразные источники. По мере того, как вы продвинетесь в обучении, вы быстро разберётесь с тем, какие учебные слоты приносят лучшие результаты и которые могут быть расширены за счет других.

  • Извлечение знаний - если вы не собираетесь сдавать важный экзамен (дело всей вашей жизни), почти никогда не имеет смысла запоминать целые книги или целые статьи. Вам нужно будет извлечь те части, которые, скорее всего, повлияют на качество ваших знаний. Вы можете это сделать:

    1. пометить абзацы в книге или журнале,

    2. вставить соответствующие веб-страницы в SuperMemo,

    3. вставить соответствующие отрывки в SuperMemo,

    4. набрать факты и цифры непосредственно в заметках SuperMemo.

Ну или в Anki.

Понадобится некоторый опыт, прежде чем вы сможете точно измерить, сколько знаний вы действительно можете перенести в свой мозг и какую степень детализации вы сможете освоить. Ваш лучший способ приоритезировать поток знаний в вашу память - использовать дополнительные инструменты для чтения.

  • Перенос знаний в программу - вы можете попытаться придерживаться 20 правил формулирования знаний в момент введения вашего материала в вашу программу. Однако вы также можете в буквальном смысле переносить заметки или импортировать целые файлы, а затем использовать механизмы, предоставляемые программой, для определения порядка обработки импортируемого материала. Вероятно, лучшим критерием выбора между формулировкой или просто импортом является время, необходимое для точной формулировки элемента или элементов. Если формулировка требует больше знаний, больше времени, по сравнению с другими источниками, Вы можете просто импортировать. В противном случае, если вы считаете, что формулировка точного элемента - это вопрос нескольких секунд, сформулируйте его.

  • Формулирование элементов - убедитесь, что пояснительные (опциональные) компоненты ответа помещаются в круглые скобки, чтобы ваше внимание фокусировалось на наиболее важных частях целого. Содержимое в скобках может быть прочитано после повторений для усиления памяти в контексте (чего?).

  • Использование индекса забывания - вы можете использовать индекс забывания для приоретизации рассматриваемых элементов. Последовательность повторений натурально определяется программой, однако вы можете установить различный уровень удержания в памяти: высокий для важных элементов и низкий для не таких уж и важных.

  • Обучение - процесс приоретизации не прекращается с начальным натиском повторений. Вы продолжаете управлять приоретизацией в процессе учёбы с помощью различных программных инструментов.

 

Коротко: повторенье — мать. ученья

Здесь опять же двадцать правил формулирования знаний. Наверняка вы заметили, что первые 16 правил вращаются вокруг задачи сделать воспоминания лёгкими! Некоторые правила сильно дублируют друг друга. Например: «не учите, если не понимаете» является формой применения принципа минимальной информации, что в свою очередь является формой упрощения словесных формулировок:

Краткость — сестра
  1. Не учи, если не понимаешь
    Сначала разберись, затем учи.

  2. Выучи, прежде чем запоминать
    Стройте картину целого до того, как начнёте разбирать её для запоминания по кусочкам. Если картина получается с дырами — добавляйте недостающие части!

  3. Строй на прочном фундаменте
    Не зная броду — не суйся в воду! Хорошо усвоенные основы помогут легко пропитаться оставшимися знаниями.

  4. Приклейся к принципу минимума информации
    Если вам никак не удаётся запомнить какую-то информацию, попытайтесь сделать её как можно более простой. Если и это не помогает, смотрите на оставшиеся правила (пропуски, образы, мнемоники, превратите перечисления через запятую в списки и так далее).

  5. Пропуски легки и эффективны
    Завершение картины целого недостающим словом или даже фразой не только эффективный путь запоминания. Прежде всего, это значительно ускоряет формулирование знаний, поэтому всенепременнейше рекомендуется начинающим.

  6. Используйте мысленные образы
    Одна картинка стоит тысячи слов.

  7. Используй мнемонические техники
    Разузнайте за карты ума. Изучайте труды Тони Бузана. Выучитесь превращать воспоминания в смешные картинки — и у вас не будет проблем с запоминанием телефонных номеров и сложных чисел (Время, вперёд! С появлением сотовых телефонов необходимость запоминать номера не просто отпала, а отвалилась. - прим.перев.)

  8. Графические пропуски столь же хороши, как и текстовые
    Препятствия перед частями картинок замечательны в изучении анатомии, географии и больше.

  9. Избегай перечислений через запятую
    Длиннющие перечисления через запятую визуально совершенно не запоминаемы до тех пор, пока не превратите их хотя бы в маркированные списки.

  10. Избегай упорядоченных списков
    Списки, впрочем, тоже трудны для запоминания, но справиться с ними помогают пропуски.

  11. Борись с помехами
    Даже самые простые вопросы могут быть совершенно неразрешимыми, если они похожи на другие вопросы. Используйте примеры, контекстные подсказки, яркие иллюстрации, ссылайтесь на эмоции и на свою личную жизнь.

  12. Оптимизируй словесные формулировки
    Как вы уменьшаете математические уравнения, вы можете уменьшить сложные предложения в умные, компактные и приятные максимы.

  13. Ссылайся на другие воспоминания
    Построение воспоминаний о других воспоминаниях порождает связную и герметичную структуру, которую забыть менее вероятно. Используйте основы и запланированную избыточность, чтобы заполнить пробелы.

  14. Опирайся на свои личные примеры
    Персонализация может быть наиболее эффективным способом построения других воспоминаний. Ваша личная жизнь - это золотая жила фактов и событий. До тех пор, пока вы создаете коллекцию для себя, используйте персонализацию богато, чтобы опираться на хорошо устоявшиеся воспоминания.

  15. Полагайся на эмоции
    Эмоции связаны с воспоминаниями. Если вы узнаете факт в состоянии печали, вы с большей вероятностью вспомните об этом, если вам грустно. Некоторые воспоминания могут побудить эмоции и помочь вам использовать это свойство мозга в запоминании.

  16. Контекстные подсказки упрощают словесную формулировку
    Предоставление контекста - это способ упрощения воспоминаний, основанный на более ранних знаниях и избегающий вмешательства.

  17. Избыточность не противоречит принципу минимальной информации
    Некоторые формы избыточности приветствуются. Существует мало вреда в запоминании того же факта, который рассматривается под разными углами. Пассивный и активный подход особенно удобен при изучении словесных пар.

  18. Указывай источники
    Источники помогают вам управлять процессом обучения, обновлять свои знания, оценивать их надежность или важность.

  19. Обеспечь датировку
    Тиснение даты (штемпелевание) удобно для отслеживания изменений запоминаемого во времени.

  20. Выстраивай очерёдность по важности
    Эффективное обучение - все о приоритизации. При постепенном чтении вы можете начать с плохо сформулированных знаний и улучшить их форму по мере продолжения обучения (пропорционально стоимости несоответствующей формулировки). В случае необходимости вы можете снова просмотреть фрагменты знаний, разбить их на части, переформулировать, переориентировать или удалить.

 


P.S. Идея оформления подложек под примерами взята из вольного пересказа
      этой же статьи в блоге Фарида Каримова.

Помимо самого перевода: ankitest-20rules.html
также есть вариант для параллельного чтения: ankitest-20bilingua.html
и вариант оформления оригинала с таким же фоном под примерами: ankitest-20rulez.html

 

В чьём-то жж long long ago

1way-to-english.livejournal.com/305757.html 12 ноя, 2013 в 15:15
1way-to-english.livejournal.com/308697.html 14 ноя, 2013 в 17:35
1way-to-english.livejournal.com/745387.html 03 фев, 2016 в 10:08

.

 

2017-05-17

The content here is distributed under the CC BY-SA license:
creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/   (лицензия по-русски)

Свои вопросы и предложения по Anki засылайте  на форум  reddit.com/r/AnkiRu/ 

.