Успешная учёба: ХХ правил

Формулирование знаний от Петра Возняка

Effective learning: Twenty rules of formulating knowledge

Dr Piotr Wozniak, February, 1999 www.supermemo.com/en/articles/20rules

This is just the same article

without SuperMemo specific info
and without wierd colors.

Dr Piotr Wozniak
Крошка сын
          к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
           хорошо
и что такое
           плохо?-
У меня
      секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого
          ответ
помещаю
       в книжке.
		— В. В. Маяковский

 

Подсказка
Общеизвестно, что человек хорошо справляется,
когда ведёт 7-8 дел одновременно.
Если у вас 2-3 дела на рабочем столе — вы недогружены.
Если стол завален стопкой из 15-20 дел — вы перегружены.
 
Запланируйте на чтение этой статьи 3 дня:
пп. 1-7 в первый день, 8-14 во второй, 15-20 и выводы на третий.
 
Не стремитесь всё прочесть за один день.
Тут важна не скорость, а качество:
сколько пунктов из прочитанного
вы сумеете перечислить по памяти на следующий день.

 

Примечание
Однако и принцип Парето никто не отменял :-)
Я понимаю, что лишь одному из пяти хватит упорства и терпения
последовательно день за днём возвращаться к одному и тому же материалу.
 
Специально для тех, кому некогда, я сделал свой краткий перефраз
этой статьи, читайте на странице «Как правильно учиться»

 

Важно! This article will help you overcome one of the greatest difficulties
you will face when trying to accelerate learning:
formulating knowledge

The speed of learning will depend on the way you formulate the material. The same material can be learned many times faster if well formulated! The difference in speed can be stunning!

The rules are listed in the order of importance. Those listed first are most often violated or bring most benefit if complied with!

There is an underlying assumption that you will proceed with learning using spaced repetition, i.e. you will not just learn once but you will repeat the material optimally (as in SuperMemo).

 

Осторожно! Эта статья поможет вам преодолеть одну из самых больших трудностей,
с которой вы столкнетесь, пытаясь ускорить своё обучение:
формулирование знаний.

Скорость обучения зависит от того, как вы формулируете материал. Один и тот же материал можно изучать во много раз быстрее, если его правильно сформулировать! Разница в скорости может быть ошеломляющей!

Правила перечислены в порядке важности. Первыми перечислены те, которые чаще всего нарушаются или приносят наибольшую пользу, если их соблюдают!

Существует основополагающее предположение, что вы продолжите обучение с использованием интервального повторения, то есть вы не просто заучите один раз, но будете регулярно повторять материал через оптимальные промежутки (как в SuperMemo).

 

The 20 rules of formulating knowledge in learning

  1. Do not learn if you do not understand

  2. Learn before you memorize

  3. Build upon the basics

  4. Stick to the minimum information principle

  5. Cloze deletion is easy and effective

  6. Use imagery

  7. Use mnemonic techniques

  8. Graphic deletion is as good as cloze deletion

  9. Avoid sets

  10. Avoid enumerations

  11. Combat interference

  12. Optimize wording

  13. Refer to other memories

  14. Personalize and provide examples

  15. Rely on emotional states

  16. Context cues simplify wording

  17. Redundancy does not contradict minimum information principle

  18. Provide sources

  19. Provide date stamping

  20. Prioritize

 

Коротко: 20 правил Петра Возняка

Действенная дрессировка (выработка полезного условного рефлекса):
двадцать правил краткого и точного словесного определения знаний.

  1. Не учи, если не понимаешь

  2. Выучи, прежде чем запоминать

  3. Строй на прочном фундаменте

  4. Приклейся к принципу минимума информации

  5. Пропуски текста легки и эффективны

  6. Используй мысленные образы

  7. Используй мнемонические техники

  8. Графические пропуски столь же хороши, как и текстовые

  9. Избегай перечислений через запятую

  10. Избегай упорядоченных списков

  11. Борись с помехами

  12. Оптимизируй словесные формулировки

  13. Ссылайся на другие воспоминания

  14. Опирайся на свои личные примеры

  15. Полагайся на эмоции

  16. Контекстные подсказки упрощают словесную формулировку

  17. Избыточность не противоречит принципу минимальной информации

  18. Указывай источники

  19. Обеспечь датировку

  20. Выстраивай очерёдность по важности

Q: вопрос Question
A: ответ Answer

 

1. Do not learn if you do not understand.

Trying to learn things you do not understand may seem like an utmost nonsense. Still, an amazing proportion of students commit the offence of learning without comprehension. Very often they have no other choice! The quality of many textbooks or lecture scripts is deplorable while examination deadlines are unmovable.

If you are not a speaker of German, it is still possible to learn a history textbook in German. The book can be crammed word for word. However, the time needed for such "blind learning" is astronomical. Even more important: The value of such knowledge is negligible. If you cram a German book on history, you will still know nothing of history.

The German history book example is an extreme. However, the materials you learn may often seem well structured and you may tend to blame yourself for lack of comprehension. Soon you may pollute your learning process with a great deal of useless material that treacherously makes you believe "it will be useful some day".

 

1. Не учи, если не понимаешь

Пытаться выучить вещи, которые ты не понимаешь — такое положение дел может казаться практически невозможной бессмыслицей. Однако, всё ещё поражает пропорция студентов, совершающих преступление неразумного заучивания. Очень часто у них просто нет другого выбора! Качество многих учебников или текстов лекций совершенно прискорбное, в то время как сроки экзаменов никуда не сдвигаются.

Даже если вы не говорите по-немецки, всё равно можете попытаться выучить историю по немецкому учебнику. Книга может быть вызубрена слово за словом. Однако, время, которое потребуется для такого слепого заучивания, совершенно астрономическое. Куда более важно, что значимость такого знания ничтожна. Даже если вы вызубрили учебник, вы по-прежнему не знаете ничего о самой истории.

Конечно, это чрезмерный пример. Однако, материалы, которые вы учите, часто могут казаться хорошо структурированными и вы можете тенденциозно обвинять себя в недостатке усердия. В результате вы можете начать осквернять свой учебный процесс большим количеством бесполезного материала, который предательски заставляет вас поверить:
«когда-нибудь мне это понадобится».

 

2. Learn before you memorize.

Before you proceed with memorizing individual facts and rules, you need to build an overall picture of the learned knowledge. Only when individual pieces fit to build a single coherent structure, will you be able to dramatically reduce the learning time…​ This is closely related to the problem comprehension mentioned in Rule 1: Do not learn if you do not understand. A single separated piece of your picture is like a single German word in the textbook of history.

Do not start from memorizing loosely related facts! First read a chapter in your book that puts them together (e.g. the principles of the internal combustion engine). Only then proceed with learning using individual questions and answers (e.g. What moves the pistons in the internal combustion engine?), etc.

 

2. Выучи, прежде чем запоминать

Прежде чем вы продолжите запоминание отдельных фактов и правил, вам необходимо выстроить всеобъемлющую картину изучаемой области знания. Только когда вам станет понятно, какое место занимают отдельные кусочки в сцепленной воедино структуре, вы сможете кардинальным образом снизить затраты времени на обучение…​

Это очень тесно связано с первым правилом: если вы не понимаете значительное количество составляющих частей, то вы не сможете достичь понимания общей картины в целом.

Не начинайте запоминание со слабо связанных фактов! Сначала прочтите главу вашей книги, которая свяжет их вместе (например, принципы двигателей внутреннего сгорания). Только затем продолжайте заучивать частные вопросы и ответы (например, Что приводит в движение поршни в ДВС?)

 

3. Build upon the basics.

The picture of the learned whole (as discussed in Rule 2: Learn before you memorize) does not have to be complete to the last detail. Just the opposite, the simpler the picture the better. The shorter the initial chapter of your book the better. Simple models are easier to comprehend and encompass. You can always build upon them later on.

Do not neglect the basics. Memorizing seemingly obvious things is not a waste of time! Basics may also appear volatile and the cost of memorizing easy things is little. Better err on the safe side. Remember that usually you spend 50% of your time repeating just 3-5% of the learned material! www.supermemo.com/articles/theory.htm Basics are usually easy to retain and take a microscopic proportion of your time. However, each memory lapse on basics can cost you dearly!

 

3. Строй на прочном фундаменте

Опирайся на основы

Картина изученного целого (как обсуждалось в Правиле 2: Учиться перед запоминанием) не обязательно должна быть полной до последней детали. Как раз наоборот, чем проще картинка, тем лучше. Чем короче начальная глава вашей книги, тем лучше. Простые модели легче осмыслить и охватить. Вы всегда можете использовать их позже.

Не пренебрегайте основами. Запоминание кажущихся очевидными вещей - не пустая трата времени! Основы тоже могут весьма меняться со временем, и поскольку затраты на запоминание простых вещей малы, то лучше ошибиться, вспоминая основы, пока цена ошибки относительно невелика. Помните, что обычно вы тратите 50% своего времени, повторяя всего 3-5% изученного материала! www.supermemo.com/articles/theory.htm Основы, как правило, легко удерживаются в памяти и занимают микроскопическую часть вашего времени. Тем не менее, каждый провал памяти на основах, когда он будет обнаружен значительно позже, при запоминании каких-то мелких деталей, может стоить вам очень дорого!

 

4. Stick to the minimum information principle.

The material you learn must be formulated in as simple way as it is only possible. Simplicity does not have to imply losing information and skipping the difficult part. Simplicity is imperative due to the way the brain works. There are two main reasons for which knowledge must be simple:

  • Simple is easy.
    By definition, simple material is easy to remember. This comes from the fact that its simplicity makes is easy for the brain to process it always in the same way. Imagine a labyrinth. When making a repetition of a piece of material, your brain is running through a labyrinth (you can view a neural network as a tangle of paths). While running through the labyrinth, the brain leaves a track on the walls. If it can run in only one unique way, the path is continuous and easy to follow. If there are many combinations, each run may leave a different trace that will interfere with other traces making it difficult to find the exit. The same happens on the cellular level with different synaptic connections being activated at each repetition of complex material

  • Repetitions of simple items are easier to schedule.
    I assume you will make repetitions of the learned material using optimum inter-repetition intervals (as in SuperMemo). If you consider an item that is composed of two sub-items, you will need to make repetitions that are frequent enough to keep the more difficult item in memory. If you split the complex item into sub-items, each can be repeated at its own pace saving your time. Very often, inexperienced students create items that could easily be split into ten or more simpler sub-items! Although the number of items increases, the number of repetitions of each item will usually be small enough to greatly outweigh the cost of (1) forgetting the complex item again and again, (2) repeating it in excessively short intervals or (3) actually remembering it only in part!

Here is a striking example:

Ill-formulated knowledge - Complex and wordy

Q: What are the characteristics of the Dead Sea?

A: Salt lake located on the border between Israel and Jordan. Its shoreline is the lowest point on the Earth’s surface, averaging 396 m below sea level. It is 74 km long. It is seven times as salty (30% by volume) as the ocean. Its density keeps swimmers afloat. Only simple organisms can live in its saline waters

Well-formulated knowledge - Simple and specific

Q: Where is the Dead Sea located?
A: on the border between Israel and Jordan

Q: What is the lowest point on the Earth’s surface?
A: The Dead Sea shoreline

Q: What is the average level on which the Dead Sea is located?
A: 400 meters (below sea level)

Q: How long is the Dead Sea?
A: 70 km

Q: How much saltier is the Dead Sea than the oceans?
A: 7 times

Q: What is the volume content of salt in the Dead Sea?
A: 30%

Q: Why can the Dead Sea keep swimmers afloat?
A: due to high salt content

Q: Why is the Dead Sea called Dead?
A: because only simple organisms can live in it

Q: Why only simple organisms can live in the Dead Sea?
A: because of high salt content

You might want to experiment and try to learn two subjects using the two above approaches and see for yourself what advantage is brought by minimum information principle. This is particularly visible in the long perspective, i.e. the longer the time you need to remember knowledge, the more you benefit from simplifying your items!

Note in the example above how short the questions are. Note also that the answers are even shorter! We want a minimum amount of information to be retrieved from memory in a single repetition! We want answer to be as short as imaginably possible!

You will notice that the knowledge learned in the ill-structured example is not entirely equivalent to the well-structured formulation. For example, although you will remember why the Dead Sea can keep swimmers afloat, you may forget that it at all has such a characteristic in the first place! Additionally, rounding 396 to 400 and 74 to 70 produces some loss of information. These can be remedied by adding more questions or making the present ones more precise.

You will also lose the ability to fluently recite the description of the Dead Sea when called up to the blackboard by your teachers. I bet, however, that shining in front of the class is not your ultimate goal in learning. To see how to cope with recitations and poems, read further (section devoted to enumerations)

 

4. Приклейся к принципу минимума информации

Изучаемый материал должен быть сформулирован настолько просто, насколько это вообще возможно. Простота не предполагает потери информации и пропусков трудных частей. Простота — это важно, именно так работает мозг.

Вот две главные причины, по которым знание должно быть простым:

  • Простое запомнить легко.
    По определению, простой материал запоминается легче. Это происходит из факта, что такие простые формы легки для обработки мозгом, потому что процесс обработки каждый раз идёт одним и тем же путём. Вообразите лабиринт. Когда делаете повторение части материала, ваш мозг пробегает через лабиринт (вы можете вообразить сеть нейронов как переплетение путей). В процессе бега мозг оставляет пометки на стенках. Если он может бежать по единственному уникальному пути, тропинка натоптана и ей следовать легко. Если же доступны многие комбинации, каждый пробег может проходить по различным трассам, которые могут пересекаться, осложняя нахождение правильного выхода. То же самое происходит на клеточном уровне с активизацией различных синаптических соединений при каждом повторении сложного материала.

  • Повторения простых элементов легче планировать.
    Я предполагаю, что вы составляете повторения изучаемого материала, используя оптимальные интервалы между повторами (как в СуперМемо). Если вы решаете, что отдельный элемент состоит из двух подэлементов, вам придётся назначать повторения достоточно часто, чтобы хранить более сложный элемент в памяти. Если вы разбиваете сложный пункт на подпункты, то каждый из них может повторяться по своим собственным интервалам, таким образом сохраняя вам время. Очень часто неопытные студенты создают вопросы, которые легко могут быть разделены на 10 и более подвопросов! Хотя количество пунктов при этом и возрастает, количество просмотров каждого отдельного пункта остаётся обычно достаточно малым, чтобы значительно перевесить:

    1. забывание сложного пункта снова и снова,

    2. повторение с чрезмерно короткими интервалами,

    3. запоминание на деле только части информации.

Вот яркий пример:

Плохо сформулированные знания - Сложно и многословно

Q: Каковы характеристики Мёртвого моря?

A: Это солёное озеро, находящееся на границе Израиля и Иордании. Его береговая линия является самой низкой точкой на поверхности Земли, в среднем 396 метров ниже уровня моря. Оно 74 км в длину. Оно в 7 раз солёнее мирового океана (в абсолютных цифрах это 30% от объема озера) /средняя солёность Мирового океана 35 ‰ промилле и простая калькуляция показывает, что больше в 8.5 раз — прим. перев./ Такая солёность держит пловца на поверхности воды. Только простейшие организмы выживают в таком солончаке.

Хорошо сформулированные знания - Просто и точно

Q: Местонахождение Мёртвого моря
A: граница Израиля и Иордании

Q: Самая низкое место на суше
A: береговая линия Мёртвого моря

Q: Средний уровень Мёртвого моря
A: 400 метров (ниже уровня мирового океана)

Q: Протяжённость в длину
A: 70 км

Q: Мёртвое море солёнее Мирового океана
A: в 7 раз

Q: Объёмный процент содержания соли в воде Мёртвого моря
A: 30%

Q: Почему Мёртвое море держит пловцов на поверхности воды?
A: из-за высокой плотности раствора соли

Q: Мёртвое море называют так, потому что
A: в нём выживают лишь простейшие микроорганизмы

Вы можете захотеть поэкспериментировать и попытаться выучить пару предметов, используя оба преложенных выше подхода, и увидите для себя, что преимущество приносит принцип минимума информации. Это в особенности заметно при долгосрочной перспективе, то есть чем дольше вы должны помнить заученные знания, тем большую пользу вы сможете извлечь из упрощения ваших единиц информации.

Заметьте в примере выше, насколько коротки вопросы. Также заметьте, что ответы куда короче! Мы хотим, чтобы минимальное количество информации запрашивалось из памяти при одном повторении! Мы хотим, чтобы ответ был настолько коротким, насколько это вообще можно себе представить.

Вы можете заметить, что знание, заученное в плохих примерах, не является полным эквивалентом знаний, полученных в виде хорошо структурированных формулировок. Например, вы вспомните, что Мёртвое море может поддерживать пловцов на поверхности, но можете забыть, что это вообще является его первостатейной характеристикой.

Дополнительно, округление (396 до 400 и 74 до 70) приводит к некоторой потере информации. Это можно вылечить дополнительными вопросами (типа 400-4 и 70+4) либо сделать имеющиеся более точными (нижний уровень Мёртвого моря = 399 метров).

Вы также потеряете способность свободно декламировать вслух описание Мёртвого моря, когда учитель вас вызовет к доске. Однако, бьюсь об заклад, что сияние у школьной доски не является для вас окончательной целью обучения.

Чтобы узнать, как справляться с декламацией и стихами, читайте дальше правило 10: Избегай упорядоченных списков.

 

5. Cloze deletion is easy and effective.

Cloze deletion is a sentence with its parts missing and replaced by three dots. Cloze deletion exercise is an exercise that uses cloze deletion to ask the student to fill in the gaps marked with the three dots. For example, Bill …​[name] was the second US president to go through impeachment.

If you are a beginner and if you find it difficult to stick to the minimum information principle, use cloze deletion! If you are an advanced user, you will also like cloze deletion. It is a quick and effective method of converting textbook knowledge into knowledge that can be subject to learning based on spaced repetition. Cloze deletion makes the core of the fast reading and learning technique called incremental reading.

Ill-formulated knowledge - Complex and wordy

Q: What was the history of the Kaleida company?

A: Kaleida, funded to the tune of $40 million by Apple Computer and IBM in 1991. Hyped as a red-hot startup, Kaleida’s mission was to create a multimedia programming language It finally produced one, called Script X. But it took three years. Meanwhile, companies such as Macromedia and Asymetrix had snapped up all the business. Kaleida closed in 1995

Well-formulated knowledge - Simple cloze deletion

Q: Kaleida was funded to the tune of …​(amount) by Apple Computer and IBM in 1991
A: $40 million

Q: Kaleida was funded to the tune of $40 million by …​(companies) in 1991
A: Apple and IBM

Q: Kaleida was funded to the tune of $40 million by Apple Computer and IBM in …​ (year)
A: 1991

Q: …​(company) mission was to create a multimedia programming language. It finally produced one, called Script X. But it took three years
A: Kaleida’s

Q: Kaleida’s mission was to create a …​ It finally produced one, called Script X. But it took three years
A: multimedia programming language

Q: Kaleida’s mission was to create a multimedia programming language. It finally produced one, called …​ But it took three years
A: Script X

Q: Kaleida’s mission was to create a multimedia programming language. It finally produced one, called Script X. But it took …​(time)
A: three years

Q: Kaleida’s mission was to create a multimedia programming language: Script X. But it took three years. Meanwhile, companies such as …​ had snapped up all the business
A: Macromedia/Asymetrix

Q: Kaleida’s mission was to create Script X. But it took three years. Meanwhile, companies such as Macromedia and Asymetrix had snapped up all the business. Kaleida closed in …​(year)
A: 1995

 

5. Пропуски легки и эффективны

Пропуски — это предложение, какая-то часть которого (или даже какие-то части) заменены многоточием в квадратных скобках. Упражнение, содержащее предложение с пропусками, заключается в предложении учащемуся заполнить этот промежуток (или даже несколько таких просветов), обозначенный троеточием. Например, Билл […​] был вторым президентом США, в отношении которого проводилась процедура импичмента.

Если вы начинающий и если вы находите трудным следовать принципу минимума информации — используйте пропуски! Если вы опытный пользователь — вам тоже понравятся пропуски. Это быстрый и эффективный метод конвертирования книжного знания в знание, которое может быть предметом заучивания, основанного на методе интервального повторения. Пропуски составляют ядро техник скорочтения, называемых инкрементальное чтение.

Плохо - Сложно и многословно

Q: Какова была история компании Kaleida Labs?

A: Kaleida была основана на $40 миллионов Apple и IBM в 1991 году. Миссией раскрученного стартапа было создание мультимедийного плеера и мультимедийного же языка программирования Script X. И они были таки созданы. Но лишь за три года, с 1992 по 1995 год. В то же время такие компании, как Macromedia и Asymetrix, расхватали весь бизнес. Kaleida была закрыта в 1996 году (даты по русской вики).

Хорошо - Простые пропуски

Q: [Компания] была основана на $40 миллионов Apple и IBM в 1991 году.
A: Kaleida

Q: Kaleida была основана на [сумму денег] Apple и IBM в 1991 году.
A: $40 миллионов

Q: Kaleida была основана на $40 миллионов [компаниями] в 1991 году.
A: Apple и IBM

Q: Kaleida была основана на $40 миллионов Apple и IBM в […​] году.
A: 1991

Q: Миссией раскрученного стартапа было создание […​] и мультимедийного языка программирования Script X
A: мультимедийного плеера

Q: Миссией раскрученного стартапа было создание мультимедийного плеера и мультимедийного языка программирования […​]
A: Script X

Q: И они были таки созданы. Но лишь за […​] года
A: 3 (три)

Q: Такие компании, как […​] и […​], расхватали весь бизнес.
A: Macromedia, Asymetrix

Q: Kaleida была закрыта в [199?] году.
A: 1996

 

6. Use imagery.

Visual cortex is that part of the brain in which visual stimuli are interpreted. It has been very well developed in the course of evolution and that is why we say one picture is worth a thousand words. Indeed if you look at the number of details kept in a picture and the easiness with which your memory can retain them, you will notice that our verbal processing power is greatly inferior as compared with the visual processing power. The same refers to memory. A graphic representation of information is usually far less volatile.

Usually it takes much less time to formulate a simple question-and-answer pair than to find or produce a neat graphic image. This is why you will probably always have to weigh up cost and profits in using graphics in your learning material. Well-employed images will greatly reduce your learning time in areas such as anatomy, geography, geometry, chemistry, history, and many more.

The power of imagery explains why the concept of Tony Buzan’s mind maps is so popular. A mind map is an abstract picture in which connections between its components reflect the logical connections between individual concepts.

Less beneficial formulation

Q: What African country is located between Kenya, Zambia and Mozambique?

A: Tanzania

More effective formulation

Q: What African country is marked white on the map?

The map of Tanzania

A: Tanzania

 

6. Используй мысленные образы

Зрительная кора головного мозга является той его частью, в которой интерпретируются визуальные стимулы. Она получила очень хорошее развитие, поэтому мы и говорим, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Действительно, если вы посмотрите на значительное количество деталей на картинке и оцените лёгкость, с которой они удерживаются в памяти, то вы заметите, что наши возможности по обработке вербальной информации значительно уступают возможностям по обработке зрительной. То же самое относится к памяти. Графическое представление информации обычно гораздо менее изменчиво.

Однако обычно значительно меньше времени занимает сформулировать простую пару вопрос-ответ, чем отыскать подходящее изображение либо создать его самому. Вот почему вам придётся, вероятно, постоянно оценивать соразмерность усилий по вставке изображения в вопрос по сравнению с ожидаемой пользой от использования графики в вашем учебном материале. Удачно подобранные картинки значительно сократят время обучения в таких областях, как анатомия, география, геометрия, химия, история и многие другие.

Сила образов объясняет, почему концепция карт сознания Тони Бузана так популярна. Карта разума - это абстрактная картина, в которой связи между ее компонентами отражают логические связи между отдельными понятиями. (Это написано в 1999 году. В 2017 году карты ума | mind maps совсем не пользуются популярностью, по крайней мере, в российской части информационного пространства. - прим.перев.)

Менее полезная формулировка вопроса

Q: Какая африканская страна находится между Кенией, Замбией и Мозамбиком?

A: Танзания

Более эффективная формулировка

Q: Что это за африканская страна?

Карта Танзании

A: Танзания

 

7. Use mnemonic techniques.

Mnemonic techniques are various techniques that make remembering easier. They are often amazingly effective. For most students, a picture of a 10-year-old memorizing a sequence of 50 playing cards verges on discovering a young genius. It is very surprising then to find out how easy it is to learn the techniques that make it possible with a dose of training. These techniques are available to everyone and do not require any special skills!

Before you start believing that mastering such techniques will provide you with an eternal solution to the problem of forgetting, be warned that the true bottleneck towards long-lasting and useful memories is not in quickly memorizing knowledge! This is indeed the easier part. The bottleneck lies in retaining memories for months, years or for lifetime! To accomplish the latter you will need SuperMemo and the compliance with the 20 rules presented herein.

There have been dozens of books written about mnemonic techniques. Probably those written by Tony Buzan are most popular and respected. You can search the web for keywords such as: mind maps, peg lists, mnemonic techniques, etc.

Experience shows that with a dose of training you will need to consciously apply mnemonic techniques in only 1-5% of your items. With time, using mnemonic techniques will become automatic!

Exemplary mind map:

Mind Map

Six Steps mind map generated in Mind Manager 3.5, imported to SuperMemo 2004,
courtesy of John England, TeamLink Australia

 

7. Используй мнемонические техники

Мнемоники — это различные приёмы, которые делают запоминание легче. Часто они удивительно эффективны. Для большинства людей зрелище 10-летки, запоминающего последовательность из 50 игральных карт, граничит с обнаружением юного гения. Поэтому очень удивительно узнать, как легко научиться методам, которые делают это возможным после небольшого обучения. Эти методы доступны для всех и не требуют специальных навыков!

Перед тем, как вы начнёте понемногу верить, что овладение такими специальными приёмами предоставляет вам вечное решение проблемы забывания, следует предупредить, что впереди вас ждёт узкое место в отношении долговременного запоминания полезной информации: такое запоминание не даётся быстро.

В действительности заучивать легко. Узкое место заключается в сохранении воспоминаний в течение месяцев, лет или на всю жизнь! Для решения этой задачи вам и понадобятся программа Anki и соблюдение 20 правил, представленных здесь.

О мнемонических приёмах запоминания написаны дюжины книг. Вероятно, написанные Тони Бьюзеном наиболее популярны и уважаемы. Вы их можете найти на рутрекере, да и вообще погуглить эту тему.

Опыт показывает, что после небольшой тренировки вы будете нуждаться в осознанном применении мнемотехник лишь в 1-5% ваших карточек. Со временем использование мнемотехник станет вообще автоматическим.

Карта памяти, достойная подражания:

Exemplary mind map

Карта ума 6 шагов нарисована в Mind Manager 2017
переводом диаграммы связей by John England, TeamLink Australia

 

8. Graphic deletion is as good as cloze deletion.

Graphic deletion works like cloze deletion but instead of a missing phrase it uses a missing image component. For example, when learning anatomy, you might present a complex illustration. Only a small part of it would be missing. The student’s job is to name the missing area. The same illustration can be used to formulate 10-20 items! Each item can ask about a specific subcomponent of the image. Graphic deletion works great in learning geography!

Exemplary graphic deletion:

Graphic deletion

 

8. Графические пропуски столь же хороши, как и текстовые

Изображения с пропусками работают аналогично текстам с пропусками, только в них скрывается не часть фразы, а часть изображения (??!)

Например, когда учите анатомию, вы можете презентовать сложную иллюстрацию, лишь малая часть которой будет отсутствовать. Задача студента — назвать недостающую область.

Одна и та же иллюстрация может служить основой для десятков карточек: на каждой закрывается какой-то специфический участок пикчи.

Пропуски подписей к объектам великолепно работают в географии.

Образцовое закрытие подписи к изображению:

ВОПРОС:

мозжечок

ОТВЕТ: МОЗЖЕЧО́К

 

9. Avoid sets.

A set is a collection of objects. For example, a set of fruits might be an apple, a pear and a peach. A classic example of an item that is difficult to learn is an item that asks for the list of the members of a set. For example: What countries belong to the European Union? You should avoid such items whenever possible due to the high cost of retaining memories based on sets. If sets are absolutely necessary, you should always try to convert them into enumerations.

Enumerations are ordered lists of members (for example, the alphabetical list of the members of the EU).

Enumerations are also hard to remember and should be avoided. However, the great advantage of enumerations over sets is that they are ordered and they force the brain to list them always in the same order. An ordered list of countries contains more information than the set of countries that can be listed in any order. Paradoxically, despite containing more information, enumerations are easier to remember.

The reason for this has been discussed earlier in the context of the minimum information principle: you should always try to make sure your brain works in the exactly same way at each repetition. In the case of sets, listing members in varying order at each repetition has a disastrous effect on memory. It is nearly impossible to memorize sets containing more than five members without the use of mnemonic techniques, enumeration, grouping, etc. Despite this claim, you will often succeed due to subconsciously mastered techniques that help you go around this problem. Those techniques, however, will fail you all too often. For that reason: Avoid sets! If you need them badly, convert them into enumerations and use techniques for dealing with enumerations

Ill-formulated knowledge - Sets are unacceptable!

Q: What countries belong to the European Union (2002)?

A: Austria, Belgium, Denmark, Finland, France, Germany, Greece, Ireland, Italy, Luxembourg, the Netherlands, Portugal, Spain, Sweden, and the United Kingdom

Well-formulated knowledge - Converting a set into a meaningful listing

Q: Which country hosted a meeting to consider the creation of a European Community of Defence in 1951?
A: France

Q: Which countries apart from France joined the European Coal and Steel Community in 1952?
A: Germany, Italy and the Benelux

Q: What countries make up the Benelux?
A: Belgium, Luxembourg, and the Netherlands

Q: Whose membership did Charles de Gaulle oppose in the 1960s?
A: that of UK

Q: Which countries joined the EEC along the UK in 1973?
A: Ireland and Denmark

Q: Which country joined the EEC in 1981?
A: Greece

Q: Which countries joined the EEC in 1986?
A: Spain and Portugal

Q: Which countries joined the EU in 1995?
A: Austria, Sweden and Finland

Q: What was the historic course of expansion of the European Union membership?
A: (1) France and (2) Germany, Italy and the Benelux, (3) UK and (4) Ireland and Denmark, (5) Greece, (6) Spain and Portugal and (7) Austria, Sweden and Finland

Note that in the example above, we converted a 15-member set into 9 items, five of which are 2-3 member sets, and one is a six member enumeration. Put it to your SuperMemo, and see how easy it is to generate the list of the European Union members using the historic timeline! Note the tricks used with France and the UK. They joined the union in the company of others but have been listed as separate items to simplify the learning process. Note also that the sum of information included in this well-formulated approach is far greater than that of the original set. Thus along simplicity, we gained some useful knowledge. All individual items effectively comply with the minimum information principle! You could go further by trying to split the Germany-Italy-Benelux set or using mnemonic techniques to memorize the final seven-member enumeration (i.e. the last of the questions above). However, you should take those steps only if you have any problems with retaining the proposed set in memory.

 

9. Избегай перечислений через запятую

Неупорядоченные коллекции однородных объектов, перечисленных в ряд через запятую.

Например, фруктовый набор: груша, яблоко и персик.

Классическим примером вопроса, трудного для запоминания, является просьба перечислить членов множества.

Например:

Какие страны являются участниками Европейского Союза?

Вам следует избегать таких формулировок вопросов настолько, насколько это возможно,
поскольку цена такого запоминания и удержания в памяти чрезвычайно высока.

Если же запоминания набора избежать не удаётся,
то следует по крайней мере преобразовать его в упорядоченный маркированный список.

Настоятельно рекомендуется максимально избегать нумерованных списков,

особенно если порядок сортировки очевиден и не зависит от нумерации —
такие списки также трудны для запоминания.

Однако, упорядоченные списки обладают громадным преимуществом перед неупорядоченными, поскольку они
побуждают мозг воспроизводить список всегда в одном и том же порядке.

Казалось бы, в данном случае приходится запоминать больше информации:
помимо элементов списка — ещё и их порядок.

Как это ни парадоксально, но факт:

несмотря на увеличение количества запоминаемой информации,
упорядоченные списки запоминаются легче.

Причина всего этого обсуждалась ранее в контексте принципа минимума информации: вы всегда должны пытаться убедиться, что ваш мозг в процессе повторения каждый раз работает точно таким же образом. В случае с наборами перечисление членов множества в произвольном порядке при каждом повторении оказывает пагубное влияние на память.

Практически невозможно запоминать наборы, содержащие более пяти членов, без использования мнемотехники, группирования, упорядочения внутри групп и так далее.

Несмотря на это утверждение, вы часто добиваетесь успеха из-за подсознательно освоенных методов, которые помогут вам обойти эту проблему. Те методы, однако, терпят неудачу у вас слишком часто. По этой причине: Избегайте перечислений! Если они вам крайне нужны, разбивайте строку с перечислением на группы и преобразуйте в упорядоченные списки.

ОЧЕНЬ ПЛОХО: перечисления в строку через запятую неприемлемы!

Q: Какие страны участвуют в Европейском Союзе на 2002 год?

A: Бельгия, Португалия, Нидерланды, Соединённое Королевство, Люксембург, Ирландия, Испания, Греция, Франция, Австрия, Дания, Швеция, Финляндия, Германия, Италия.

ВЕСЬМА НЕПЛОХО: преобразование в списки

Q: Скандинавские страны-участники ЕС:
A:

  • Финляндия

  • Швеция

  • Дания


Q: Страны Бени Люкса:
A:

  • Бельгия

  • Нидерланды

  • Люксембург


Q: Британника:
A:

  • Соединённое Королевство Великобритании

  • Ирландия


Q: Пиренеи:
A:

  • Португалия

  • Испания

  • Франция


Q: Альпы:
A:

  • Италия

  • Австрия

  • Германия


Q: Балканы:
A:

  • Греция

Обратите внимание, что в этом примере набор из 15 стран разбит на 4 группы по 3 страны, одна группа из пары стран и бедная одинокая Греция. Упорядочены внутри групп по соседству на карте. Если имеете хотя бы общее представление о карте Европы, то перечислить страны-участницы ЕС вам будет очень легко (тут участвует правило: опирайся на ранее приобретённые знания). Заметьте, что количество информации возросло: помимо названия страны надо представлять её место на карте, и помнить хотя бы общие черты самой карты. Но картинки запоминаются гораздо легче слов. Заодно не надо забивать себе голову годами вступления (если запоминание такой информации не является самоцелью), поскольку цифры — этот суть тоже текстовая информация. Принцип минимума инфромации свято соблюдён!

 

10. Avoid enumerations.

Enumerations are also an example of classic items that are hard to learn. They are still far more acceptable than sets. Avoid enumerations wherever you can. If you cannot avoid them, deal with them using cloze deletions (overlapping cloze deletions if possible). Learning the alphabet can be a good example of an overlapping cloze deletion:

Hard to learn item

Q: What is the sequence of letters in the alphabet?
A: abcdefghijklmnopqrstuvwxyz

Easy to learn item

Q: What three letters does the alphabet begin with?
A: ABC

Q: Fill out the missing letters of the alphabet A …​ …​ …​ E
A: B, C, D

Q: Fill out the missing letters of the alphabet B …​ …​ …​ F
A: C, D, E

Q: Fill out the missing letters of the alphabet C …​ …​ …​ GA: D, E, F
A: D, E, F

The above items will make learning the alphabet much faster. The greatest advantage of the above approach is that is it easier for psychological reasons: the student does not have to stop repetitions to recite the whole sequence and can only focus on a small part of the learned material. Still it is recommended that he recite the whole alphabet after making the repetition. However, once all individual pieces are well remembered, reciting the whole should be a pleasant and speedy action that produces little frustration.

The cloze deletion used above is an overlapping cloze deletion, i.e. the same parts of the enumeration are strengthened in memory using different items (for example, the sequence C-D will be needed to recall the second and the third item). This redundancy does not contradict the minimum information principle because the extra information is added in extra items.

You can also deal with enumerations by using grouping like in the case of sets (see the European Union example) but cloze deletions should be simpler and should suffice in most cases.

Learning poems is an example of learning enumerations (all words and sentences have to be uttered in a predefined sequence); however, due to strong semantic connections, the rhyme and the rhythm, it may often be possible to effectively remember poems without using cloze deletion and without the frustration of forgetting small subcomponents again and again. However, once you notice you stumble with your poem, you should dismember it using cloze deletion and thus make sure that the learning is fast, easy, effective and pleasurable

A poem that is hard to remember

Q: The credit belongs …​ (Teddy Roosevelt)

A: The credit belongs to the man who’s actually in the arena, whose face is marred by dust and sweat; a man who knows the great enthusiasm and the great devotions, who spends himself in a worthy cause, who in the end knows the triumph of high achievement, so that his place shall never be with those cold and timid souls who know neither victory nor defeat

A poem split into easy items

Q: The credit belongs …​ (Teddy Roosevelt)
A: to the man who’s actually in the arena

Q: The credit belongs to the man who’s actually in the arena …​
A: whose face is marred by dust and sweat (a man who knows the great enthusiasm)

Q: whose face is marred by dust and sweat …​ (The credit belongs)
A: a man who knows the great enthusiasm and the great devotions (who spends himself in a worthy cause)

Q: a man who knows the great enthusiasm and the great devotions …​ (The credit belongs)
A: who spends himself in a worthy cause (who in the end knows the triumph of high achievement)

Q: who spends himself in a worthy cause …​ (The credit belongs)
A: who in the end knows the triumph of high achievement (so that his place shall never be), etc.

Does it all sound artificial? It does!

But you will never know how effective this approach is until you try it by yourself!

 

10. Избегай упорядоченных списков

Упорядоченные списки также являются примером классических вопросов, которые трудно усвоить. Они все еще гораздо более приемлемы, чем хаотичные перечисления через запятую.

Избегайте перечислений, где бы вы ни находились. Если вы не можете их избежать, справляйтесь с ними с помощью пропусков.

Изучение алфавита может быть хорошим примером:

Трудно запомнить:

Q: Какова последовательность букв в алфавите?
A: А Б В Г Д Е Ё Ж З И й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ ъ ы ь Э Ю Я

Легче запоминать группами с пропусками:

Q: […​]ПРСТ
A: ёПРСТ

Q: йКЛ[…​]П
A: йКЛМНО

Q: У […​] Ш
A: У Ф Х Ц Ч Ш

Так вы сможете выучить алфавит гораздо быстрее.

Самое большое преимущество вышеуказанного подхода заключается в том, что это легче по психологическим причинам: ученику не нужно останавливать повторения, чтобы прочесть всю последовательность, и он может сосредоточиться только на небольшой части изученного материала. Тем не менее рекомендуется, чтобы он произносил вслух весь алфавит после повторения. Однако, как только все отдельные части хорошо запомнятся, чтение целого должно быть приятным и быстрым действием, которое производит небольшое разочарование.

Пропуски могут перекрывать друг друга. Таким образом запоминание усиливается, скажем, О на второой карточке уже будет знакома зубрилке и основные усилия будут направлены на М и Н. (Это фишка СуперМемо, Anki перекрытия пропусков НЕ поддерживает. - прим.перев.) Такая избыточность не противоречит принципу минимума необходимой инфромации, потому что дополнительная информация вставляется в дополнительные позиции, а здесь мы просто играемся с теми же самыми позициями.

Вы также можете заниматься по упорядоченным спискам с группировкой (по примеру со странами ЕС), но пропуски должны быть проще и их должно быть достаточно в большинстве случаев.

Запоминание стихов наизусть — пример заучивания упорядоченных последолвательностей (все слова и предложения должны следовать в строго определённом порядке); однако, в силу сильных семантических связей и ритма, часто можно запоминать поэзы вполне успешно и без использования пропусков и разочарования от забывания маленьких частей снова и снова.

Однако, как только вы заметите, что спотыкаетесь на своём стихотворении, вам следует разделить его на части с пропусками и, следовательно, убедиться, что обучение пойдёт быстро, легко, эффективно и приятно.

Так не пойдёт:

Q: Путаница (Корней Иванович Чуковский)
A: Ехали медведи На велосипеде. Зайчики в трамвайчике, Жаба на метле. Едут и смеются, Пряники жуют.

А так легче лёгкого:

Q: Путаница (Корней Иванович Чуковский)

A: Ехали медведи
на велосипеде.


Q: Путаница (Корней Иванович Чуковский)
Ехали медведи

A: На сипеде вело.
Зайчики в транвайчике,


Q: Ехали медведи
Зайчики в трамвайчике,

A: Жаба на метле.
Едут и смеются,


Q: Зайчики в трамвайчеге
Жаба на метле.

A: Едут и смеются,
Пряники жуют.


Q: Жаба на метле.
Едут и смеюцца.

A: Прянеги жуют.

Звучит искусственно? Да, это так!

Но вы никогда не узнаете, насколько такой подход эффективен, пока не попробуете сами!

 

11. Combat interference.

When you learn about similar things you often confuse them. For example, you may have problems distinguishing between the meanings of the words historic and historical. This will even be more visible if you memorize lots of numbers, e.g. optimum dosages of drugs in pharmacotherapy. If knowledge of one item makes it harder to remember another item, we have a case of memory interference. You can often remember an item for years with straight excellent grades until …​ you memorize another item that makes it nearly impossible to remember either!

For example, if you learn geography and you memorize that the country located between Venezuela, Suriname and Brazil is Guyana, you are likely to easily recall this fact for years with just a couple of repetitions. However, once you add similar items asking about the location of all these countries, and French Guyana, and Colombia and more, you will suddenly notice strong memory interference and you may experience unexpected forgetting. In simple terms: you will get confused about what is what.

Interference is probably the single greatest cause of forgetting in collections of an experienced user of SuperMemo. You can never be sure when it strikes, and the only hermetic procedure against it is to detect and eliminate. In other words, in many cases it may be impossible to predict interference at the moment of formulating knowledge. Interference can also occur between remotely related items like Guyana, Guyard and Guyenne, as well as Guyana, kayman and …​ aspirin. It may work differently for you and for your colleague. It very hard to predict.

Still you should do your best to prevent interference before it takes its toll. This will make your learning process less stressful and mentally bearable. Here are some tips:

  • make items as unambiguous as possible

  • stick to the minimum information principle (many of the remaining rules in this text are based on avoiding interference!)

  • eliminate interference as soon as you spot it, i.e. before it becomes your obsession (e.g. as soon as you see the word inept you think "I know the meanings of inept and inapt but I will never know which is which!")

  • read more: Memory interference

 

11. Борись с помехами

Когда вы узнаете о подобных вещах, вы часто путаете их. Например, у вас могут быть проблемы с различением названий Мавритания и Маврикий. Это будет даже более заметным, если вы запомните много чисел, например, оптимальные дозировки препаратов в фармакотерапии. Если знание одного элемента затрудняет запоминание другого предмета, мы имеем дело с интерференцией памяти. Вы можете часто помнить предмет в течение многих лет с прямыми отличными оценками, пока …​ вы не начнёте запоминать другой предмет с предельно близкими значениями, в такой ситуации может оказаться, что и вы и то, что прекрасно знали, не можете вспомнить, и новое никак не запоминается!

Например, если вы изучаете географию и запоминаете, что страна, расположенная между Венесуэлой, Суринамом и Бразилией, является Гайаной, вы, вероятно, легко вспомните этот факт в течение нескольких лет с помощью всего лишь нескольких повторений. Однако, как только вы добавите похожие предметы, спрашивающие о местонахождении всех этих стран, а также Французской Гвианы, Колумбии и других стран, вы вдруг заметите сильное вмешательство в память, и вы можете неожиданно забыть. Проще говоря: вы будете запутаны в том, что есть что.

Помехи, вероятно, являются единственной величайшей причиной забывания в коллекциях опытных пользователей Anki. Вы никогда не можете быть уверены, что этого не произойдёт, и никогда не можете предсказать, когда это случиться. Единственное средство борьбы — устранить проблему по факту её обнаружения.

Другими словами, вы никогда не можете предотвратить возникновение такой проблемы в момент формулирования знания. Интерференция может произойти между очевидно похожими объектами, например, Дели и Дили. А может случиться и между совсем не связанными внешне объектами, скажем, Гайана, кайман и…​ аспирин. Причём всё очень индивидуально: то, что очевидно для одного, совершенно невозможно для другого человека.

И всё это очень трудно предсказать.

Тем не менее вы должны сделать все возможное, чтобы предотвратить вмешательство, прежде чем оно скажется. Это сделает ваш процесс обучения менее напряженным и умственно терпимым. Вот несколько советов:

  • делать предметы как можно более однозначными;

  • придерживаться принципа минимальной информации (многие из оставшихся правил в этом тексте основаны на предотвращении вмешательства!);

  • устранить вмешательство, как только вы его заметите, т.е. до того, как оно станет вашей одержимостью (например, как только вы видите слово «неумелый», вы думаете: «Я знаю значения слов неспособный и неумелый, но я никогда не узнаю, какое из них какое!» и впадаете в депрессию).

 

12. Optimize wording.

The wording of your items must be optimized to make sure that in minimum time the right bulb in your brain lights up. This will reduce error rates, increase specificity, reduce response time, and help your concentration.

Less optimum item: cloze deletion that is too wordy:

Q: Aldus invented desktop publishing in 1985 with PageMaker. Aldus had little competition for years, and so failed to improve. Then Denver-based …​ blew past. PageMaker, now owned by Adobe, remains No. 2

A: Quark

Better item: fewer words will speed up learning:

Q: Aldus invented desktop publishing in 1985 with PageMaker but failed to improve. Then …​ blew past (PageMaker remains No. 2)

A: Quark

Or better:

Q: Aldus invented desktop publishing with PageMaker but failed to improve. It was soon outdistanced by …​

A: Quark

Or better:

Q: PageMaker failed to improve and was outdistanced by …​

A: Quark

Or better:

Q: PageMaker lost ground to …​

A: Quark

Note that the loss of information content in this item is inconsequential. During repetition you are only supposed to learn the name: Quark. You should not hope that the trailing messages on the ownership of PageMaker and the year of its development will somehow trickle to your memory as a side effect. You should decide if the other pieces of information are important to you and if so, store them in separate items (perhaps reusing the above text, employing cloze deletion again and optimizing the wording in a new way). Otherwise the redundant information will only slow down your learning process!

 

12. Оптимизируй словесные формулировки

Формулировка ваших предметов должна быть оптимизирована, чтобы быть уверенным, что правильная лампочка в вашем мозгу загорается за минимальное время. Это уменьшит количество ошибок, повысит специфичность, сократит время отклика и поможет вашей концентрации.

Менее оптимально: слишком много слов вокруг пропуска:

Q: Aldus придумал настольные издательские системы, выпустив в 1985 году PageMaker. У Aldus не было конкурентов длительное время, но ребята не сумели этим воспользоваться. Проект из Денвера […​] нанёс удар позже. PageMaker, ныне принадлежащий Adobe, однако, прочно удерживает вторую позицию.

A: Quark

Чуть лучше: уменьшение количества слов повысит скорость запоминания:

Q: Aldus придумал настольные издательские системы, выпустив в 1985 году PageMaker, но не сумел обеспечить его развитие. Затем […​] пронёсся мимо (PageMaker остаётся вторым, однако).

A: Quark

Ещё лучше:

Q: Aldus придумал настольные издательские системы, но не сумел обеспечить развитие, и вскоре его обогнал […​]

A: Quark

Лучше:

Q: PageMaker не смог развиваться и уступил […​]

A: Quark

И лучше:

Q: PageMaker уступил […​]

A: Quark

Обратите внимание, что потеря информационного содержимого в этом элементе является несущественной. Во время повторения вы должны только знать имя: Quark. Не стоит надеяться, что сообщения о правах собственности на PageMaker и год его разработки каким-то образом просочится в вашу память как побочный эффект. Вы должны решить, важны ли для вас другие данные, и если это так, сохраните их в отдельных элементах (возможно, повторное использование вышеуказанного текста, повторное использование пропусков и оптимизация формулировки по-новому). В противном случае избыточная информация только замедлит процесс обучения!

 

13. Refer to other memories.

Referring to other memories can place your item in a better context, simplify wording, and reduce interference. In the example below, using the words humble and supplicant helps the student focus on the word shamelessly and thus strengthen the correct semantics. Better focus helps eliminating interference. Secondly, the use of the words humble and supplicant makes it possible to avoid interference of cringing with these words themselves. Finally, the proposed wording is shorter and more specific. Naturally, the rules basics-to-details and do not learn what you do not understand require that the words humble and supplicant be learned beforehand (or at least at the same time)

Item subject to strong interference

Q: derog: adj: shamelessly conscious of one’s failings and asking in a begging way

A: cringing

Item that uses interfering memories to amplify the correct meaning

Q: derog: adj: shamelessly humble and supplicant

A: cringing

 

13. Ссылайся на другие воспоминания

Ссылаясь на другие воспоминания, вы можете разместить свой предмет в лучшем контексте, упростить формулировку и уменьшить помехи. В приведенном ниже примере использование слов «скромный» и «проситель» помогает ученику сосредоточиться на слове «бесстыдно» и тем самым укрепить правильную семантику. Улучшение фокусировки помогает устранить помехи.

Во-вторых, использование слов «смиренный» и «проситель» позволяет избегать вмешательства с помощью этих слов. Наконец, предлагаемая формулировка является более короткой и более конкретной.

Разумеется, правила «от общего к частному» и «не учите то, что вы не понимаете», требуют, чтобы слова «скромный» и «проситель» были изучены заранее (или, по крайней мере, в одно и то же время).

Вопрос подвержен сильным помехам:

Q: derog: adj: shamelessly conscious of one’s failings and asking in a begging way

A: cringing

Вопрос использует связанные воспоминания для усиления правильного значения

Q: derog: adj: shamelessly humble and supplicant

A: cringing

 

14. Personalize and provide examples.

One of the most effective ways of enhancing memories is to provide them with a link to your personal life. In the example below you will save time if you use a personal reference rather than trying to paint a picture that would aptly illustrate the question

Harder item

Q: What is the name of a soft bed without arms or back?

A: divan

Easier item

Q: What is the name of a soft bed without arms or back? (like the one at Robert’s parents)

A: divan

If you remember exactly what kind of soft bed can be found in Robert’s parents' apartment you will save time by not having to dig exactly into the semantics of the definition and/or looking for an appropriate graphic illustration for the piece of furniture in question. Personalized examples are very resistant to interference and can greatly reduce your learning time

 

14. Опирайся на свои личные примеры

Один из самых эффективных способов улучшить воспоминания - предоставить им ссылку на вашу личную жизнь. В приведенном ниже примере вы сэкономите время, если используете личную ссылку, а не пытаетесь нарисовать картину, которая бы точно иллюстрировала вопрос.

Труднее

Q: Как называется мягкая кровать без подлокотников или спинки?

A: диван

Легче

Q: Как называется мягкая кровать без подлокотников или спинки? (типа как у родителей)

A: диван

Если вы точно помните, какую мягкую постель можно найти в квартире родителей, вы сэкономите время, не имея необходимости вникать в семантику определения или искать подходящую графическую иллюстрацию к предмету мебели, о котором идет речь. Персональные примеры очень устойчивы к помехам и могут значительно сократить время обучения.

 

15. Rely on emotional states.

If you can illustrate your items with examples that are vivid or even shocking, you are likely to enhance retrieval (as long as you do not overuse same tools and fall victim of interference!). Your items may assume bizarre form; however, as long as they are produced for your private consumption, the end justifies the means. Use objects that evoke very specific and strong emotions: love, sex, war, your late relative, object of your infatuation, Linda Tripp, Nelson Mandela, etc. It is well known that emotional states can facilitate recall; however, you should make sure that you are not deprived of the said emotional clues at the moment when you need to retrieve a given memory in a real-life situation

Harder item

Q: a light and joking conversation

A: banter

Easier item

Q: a light and joking conversation (e.g. Mandela and de Klerk in 1992)

A: banter

If you have vivid and positive memories related to the meetings between Nelson Mandela and F.W. de Klerk, you are likely to quickly grasp the meaning of the definition of banter. Without the example you might struggle with interference from words such as badinage or even chat. There is no risk of irrelevant emotional state in this example as the state helps to define the semantics of the learned concept! A well-thought example can often reduce your learning time several times! I have recorded examples in which an item without an example was forgotten 20 times within one year, while the same item with a subtle interference-busting example was not forgotten even once in ten repetitions spread over five years. This is roughly equivalent to 25-fold saving in time in the period of 20 years! Such examples are not rare! They are most effectively handled with the all the preceding rules targeted on simplicity and against the interference

 

15. Полагайся на эмоции

Если вы можете проиллюстрировать свои предметы примерами, которые являются яркими или даже шокирующими, вы, вероятно, улучшите извлечение из памяти (пока вы не злоупотребляете теми же инструментами и не становитесь жертвами помех!). Ваши предметы могут принимать странную форму; однако до тех пор, пока они производятся для вашего личного потребления, цель оправдывает средства. Используйте объекты, которые вызывают очень специфические и сильные эмоции: любовь, секс, война, наркотики, ваш покойный родственник, объект вашего увлечения, Линда Трипп, Нельсон Мандела и т. д.

Хорошо известно, что эмоциональные состояния могут облегчить воспоминание; однако вы должны убедиться, что вы не лишены упомянутых эмоциональных ключей в тот момент, когда вам нужно получить данную память в реальной жизненной ситуации.

Сложнее

Q: a light and joking conversation

A: banter

Проще

Q: a light and joking conversation (e.g. Mandela and de Klerk in 1992)

A: banter

Если у вас есть яркие и позитивные воспоминания о встречах Нельсона Манделы и Де Клерка, вы, вероятно, быстро поймете значение определения стебаться (banter). Без примера вы можете бороться с помехами от таких слов, как badinage или даже chat.

В этом примере нет риска неуместного эмоционального состояния, поскольку государство помогает определить семантику выученной концепции! Хорошо продуманный пример может часто сокращать время обучения несколько раз!

Я записал примеры, в которых предмет без примера был забыт 20 раз в течение одного года, в то время как один и тот же элемент с тонким примером помехоустойчивости не был забыт даже один раз за десять повторений, разбросанных за пять лет. Это примерно эквивалентно 25-кратной экономии во времени за 20 лет! Такие примеры не редкость!

Наиболее результативно создавать такие карточки, следуя всем предыдущим правилам, нацеленным на простоту и против помех и пересечений.

 

16. Context cues simplify wording.

You can use categories in SuperMemo 2000/2002, provide different branches of knowledge with a different look (different template), use reference labels (Title, Author, Date, etc.) and clearly label subcategories (e.g. with strings such as chem for chemistry, math for mathematics, etc.). This will help you simplify the wording of your items as you will be relieved from the need to specify the context of your question. In the example below, the well-defined prefix bioch: saves you a lot of typing and a lot of reading while still making sure you do not confuse the abbreviation GRE with Graduate Record Examination. Note that in the recommended case, you process the item starting from the label bioch which puts your brain immediately in the right context. While processing the lesser optimum case, you will waste precious milliseconds on flashing the standard meaning of GRE and …​ what is worse …​ you will light up the wrong areas of your brain that will now perhaps be prone to interference!

Wordy item can cause accidental lapses through interference

Q: What does GRE stand for in biochemistry?

A: glucocorticoid response element

Context-labeled items increase success rate

Q: bioch: GRE

A: glucocorticoid response element

 

16. Контекстные подсказки упрощают словесную формулировку

Вы можете

  • собирать карточки в отдельные колоды по отраслям знания и собирать такие колоды в дерево (по аналогии с папками в проводнике),

  • использовать для изучения разных предметов разные шаблоны,

  • создавать специальные поля для указания источника информации (название книги, автор, дата публикации, глава, страница и т. д.)

  • использовать метки.

Это поможет вам упростить формулировку ваших статей, так как вы избавитесь от необходимости указывать контекст своего вопроса. В приведенном ниже примере хорошо определенный префикс bioch: экономит вам много времени на печатание и ещё больше при чтении, но при этом вы не должны путать аббревиатуру GRE с экзаменом Graduate Record.

Многословие и неправильный порядок упоминания контекста могут стать причиной упущений из-за помех

Q: What does GRE stand for in biochemistry?

A: glucocorticoid response element

Уместные указания на контекст увеличивают шансы на успех

Q: bioch: GRE

A: glucocorticoid response element

Обратите внимание, что в рекомендуемом случае вы обрабатываете элемент, начинающийся с метки bioch, который немедленно помещает ваш мозг в нужный контекст. При обработке менее оптимального случая вы будете тратить драгоценные миллисекунды на проблеск озарения о значении GRE и …​ что еще хуже …​ вы осветите не те области вашего мозга, которые теперь могут быть подвержены интерференции!

 

17. Redundancy does not contradict minimum information principle.

Redundancy in simple terms is more information than needed or duplicate information, etc. Redundancy does not have to contradict the minimum information principle and may even be welcome. The problem of redundancy is too wide for this short text. Here are some examples that are only to illustrate that minimum information principle cannot be understood as minimum number of characters or bits in your collections or even items:

  • passive and active approach: if you learn a foreign language, e.g. Esperanto, you will often build word pairs such as phone-telefono, language-lingvo, hope-esperanto, etc. These pairs require active recall of the foreign word. Active recall does not, however, guarantee passive recognition and you may fail with telefono-phone, lingvo-language, or esperanto-hope. Adding new elements with swapped questions and answers may in some cases be redundant but it does not contradict the minimum information principle! Your items are still as simple as possible. You just get more of them

  • reasoning cues: you will often want to boost your reasoning ability by asking about a solution to the problem. Instead of just memorizing the answer you would like to quickly follow the reasoning steps (e.g. solve a simple mathematical equation) and generate the answer. In such a case, providing the hint on the reasoning steps in the answer will only serve helping you always follow the right path at repetitions

  • derivation steps: in more complex problems to solve, memorizing individual derivation steps is always highly recommended (e.g. solving complex mathematical problems). It is not cramming! It is making sure that the brain can always follow the fastest path while solving the problem. For more on boosting creativity and intelligence read: Roots of genius and creativity, as well as more specific: Derivation, reasoning and intelligence

  • multiple semantic representation: very often the same knowledge can be represented and viewed from different angles. Memorizing different representations of the same fact or rule is recommended in cases where a given memory is of high value. This will increase the expected recall rate (beyond that specified with the forgetting index)!

  • flexible repetition: if there are many valid responses to the same question make sure that your representation makes it possible to identify the equivalence and reward you with good grades by providing just one of the equivalent choices. For example, if you learn a language, it rarely make sense to learn all synonyms that meet a definition of a concept. It is more adequate to consider a single synonym as the sufficient answer (e.g. a mark made by ink spilt on sth = blot/blob/blotch)

  • more

 

17. Избыточность не противоречит принципу минимальной информации

Избыточность в простых терминах - больше информации, чем требуется, дублирующаяся информация и т. д. Избыточность не вступает в противоречие принципу минимальной информации и может даже приветствоваться. Проблема избыточности слишком широка для этого короткого текста. Вот несколько примеров, которые иллюстрируют, что принцип минимальной информации не может пониматься просто как минимальное количество символов или битов в ваших коллекциях или даже элементах:

  • пассивный и активный подходы
    Если вы изучаете любой иностранный язык, то вы часто создаете пары слов, такие как телефон-telefono, language-lingvo, hope-esperanto и т. д. Эти пары требуют активного отзыва иностранного слова. Однако активный отзыв не гарантирует пассивного распознавания, и вы можете потерпеть неудачу с telefono-телефон, lingvo-language, esperanto-hope. Добавление новых элементов с замененными вопросами и ответами может в некоторых случаях быть излишним, но это не противоречит принципу минимальной информации! Ваши записи по-прежнему максимально просты. Вы просто получите от них больше.

  • аргументация
    вы часто хотите повысить свою способность рассуждать, задавая вопрос о решении этой проблемы. Вместо того, чтобы просто запоминать ответ, вы бы хотели быстро выполнить шаги рассуждения (например, решить простое математическое уравнение) и сгенерировать ответ. В таком случае предоставление подсказки по этапам рассуждения в ответе будет служить только в том случае, если вы всегда будете следовать правильному пути при повторениях.

  • уклонение в сторону
    при более сложных проблемах, требующих решения, запоминание каких-то индивидуальных побочных путей настоятельно рекомендуется (например, решение сложных математических проблем). Это не зубрёжка! Это создание уверенности, что мозг может всегда проследовать по кратчайшему пути, пока решается проблема.

  • множественное семантическое представление
    очень часто одни и те же знания могут быть представлены и рассматриваться под разными углами. Запоминание разных представлений одного и того же факта или правила рекомендуется в тех случаях, когда данная память имеет большую ценность. Это увеличит ожидаемый уровень отзыва (сверх того, который указан с забвением индекса)!

  • Гибкое повторение
    если есть много действительных ответов на один и тот же вопрос, убедитесь, что ваше представление позволяет идентифицировать эквивалентность и вознаградить вас хорошими оценками, предоставив только один из эквивалентных вариантов. Например, если вы изучаете язык, редко имеет смысл изучать все синонимы, которые соответствуют определению понятия. Более адекватным считается один синоним в качестве достаточного ответа (например, отметка, сделанная чернилами, пролитой на что-то = blot / blob / blotch)

 

18. Provide sources.

Except for well-tested and proven knowledge (such as 2+2=4), it is highly recommended that you include sources from which you have gathered your knowledge. In real-life situation you will often be confronted with challenges to your knowledge. Sources can come to your rescue. You will also find that facts and figures differ depending on the source. You can really be surprised how frivolously reputable information agencies publish figures that are drastically different from other equally reputable sources. Without SuperMemo, those discrepancies are often difficult to notice: before you encounter the new fact, the old one is often long forgotten. With sources provided, you will be able to make more educated choices on which pieces of information are more reliable. Adding reliability labels may also be helpful (e.g. Watch out!, Other sources differ!, etc.). Sources should accompany your items but should not be part of the learned knowledge (unless it is critical for you to be able to recall the source whenever asked).

 

18. Указывай источники

За исключением хорошо проверенных и доказанных знаний (например, 2 + 2 = 4),
мы настоятельно рекомендуем вам указывать источники, из которых вы собрали свои знания.

В реальной жизненной ситуации вы часто сталкиваетесь с трудностями в своих знаниях. Источники могут прийти вам на помощь.

Вы также обнаружите, что факты и цифры различаются в зависимости от источника.

Вы действительно можете удивиться тому, как легкомысленные информационные агентства публикуют данные, которые радикально отличаются от других столь же авторитетных источников. Без SuperMemo эти расхождения часто трудно заметить: прежде чем вы столкнетесь с новым фактом, старый часто оказывается забыт.

Благодаря предоставленным источникам вы сможете получить более обоснованный выбор того, какие фрагменты информации более надежны. Добавление меток надежности также может быть полезным (например, остерегайтесь! или другие источники отличаются!).

Источники должны сопровождать ваши предметы, но не должны быть частью приобретенных знаний (если вам не нужно иметь возможность напомнить источник, когда об этом попросят).

 

19. Provide date stamping.

Knowledge can be relatively stable (basic math, anatomy, taxonomy, physical geography, etc.) and highly volatile (economic indicators, high-tech knowledge, personal statistics, etc.). It is important that you provide your items with time stamping or other tags indicating the degree of obsolescence. In case of statistical figures, you might stamp them with the year they have been collected. When learning software applications, it is enough you stamp the item with the software version. Once you have newer figures you can update your items. Unfortunately, in most cases you will have to re-memorize knowledge that became outdated. Date stamping is useful in editing and verifying your knowledge; however, you will rarely want to memorize stamping itself. If you would like to remember the changes of a given figure in time (e.g. GNP figures over a number of years), the date stamping becomes the learned knowledge itself.

 

19. Обеспечь датировку

Знания могут быть
  • относительно стабильными

    • базовая математика,

    • анатомия,

    • таксономия,

    • физическая география

  • и крайне неустойчивыми

    • экономические показатели,

    • высокотехнологичные знания,

    • личная статистика.

Важно, чтобы вы снабжали свои товары штампами времени или другими тегами, указывающими на степень устаревания.

  • В случае статистических данных

    • вы можете отметить их годом, когда они были собраны.

  • Когда вы изучаете программные приложения,

    • вам достаточно поставить штамп с версией программного обеспечения.

Когда у вас есть новые цифры, вы можете обновить свои товары.

К сожалению, в большинстве случаев вам придется заново запоминать знания, которые устарели.

Фиксация даты полезна при редактировании и проверке ваших знаний;

Однако, вы редко захотите запомнить тиснение себя.

Если вы хотите запомнить изменения определенной фигуры во времени

(например, показатели ВНП в течение нескольких лет),
то отметка даты станет самим научным знанием.

 

20. Рrioritize.

You will always face far more knowledge that you will be able to master. That is why prioritizing is critical for building quality knowledge in the long-term. The way you prioritize will affect the way your knowledge slots in. This will also affect the speed of learning (e.g. see: learn basics first). There are many stages at which prioritizing will take place; only few are relevant to knowledge representation, but all are important:

  • Prioritizing sources - there will always be a number of sources of your knowledge. If you are still at student years: these will most likely be books and notes pertaining to different subjects. Otherwise you will probably rely more on journals, Internet, TV, newspapers, encyclopedias, dictionaries, etc. It is always worth being aware what is the optimum proportion of time devoted to those varied sources. As you progress with learning, you will quickly develop a good sense of which learning slots bring better results and which might be extended at the cost of others

  • Extracting knowledge - unless you are about to pass an important exam, it nearly never makes sense to memorize whole books or whole articles. You will need to extract those parts that are most likely to impact the quality of your knowledge. You can do it by (1) marking paragraphs in a book or journal, (2) pasting relevant web pages to SuperMemo, (3) pasting relevant passages to SuperMemo, (4) typing facts and figures directly to SuperMemo notes, etc. You will need some experience before you can accurately measure how much knowledge you can indeed transfer to your brain and what degree of detail you can feasibly master. Your best way to prioritize the flow of knowledge into your memory is to use incremental reading tools

  • Transferring knowledge to SuperMemo - you may try to stick with the 20 rules of formulating knowledge at the moment of introducing your material to SuperMemo. However, you can also literally transfer your notes or import whole files and later use the mechanisms provided by SuperMemo to determine the order of processing the imported material. Probably the best criterion for choosing between formulating or just importing is the time needed for accurately formulating the item or items. If formulation requires more knowledge, more time, comparing with other sources, etc. you can just import. Otherwise, if you believe that formulating an accurate item is a matter of seconds, formulate it

  • Formulating items - make sure that explanatory or optional components of the answer are placed in the parentheses so that your attention is focused on the most important part of the item. The parts in the parentheses can be read after the repetition to strengthen the memory in its context

  • Using forgetting index - you can use the forgetting index to prioritize pending items. The sequence of repetitions will naturally be determined by SuperMemo; however, you can request higher retention level for items that are more important and lower retention level for items of lower priority

  • Learning - the process of prioritizing does not end with the onset of repetitions.

 

20. Выстраивайте очерёдность по важности

Приоретизируйте.

Вы всегда будете оказываться лицом к большему количеству знаний, чем то, которым вы можете обладать.

Вот почему расстановка приоритетов имеет решающее значение для формирования качественных знаний в долгосрочной перспективе.

Способ, которым вы расставляете приоритеты, повлияет на то, как будут располагаться ваши слоты знаний. Это также повлияет на скорость обучения (например, сначала изучите основы). Есть много стадий, на которых приоритеты будут иметь место; Лишь немногие имеют отношение к представлению знаний, но все они важны:

  • Первоочерёдность источников - всегда будет несколько истончиков, которые вам известны. Если вы всё ещё в студенческом возрасте: скорее всего это будут книги и конспекты, относящиеся к каким-то предметам. В ином случае вы, вероятно, полагаетесь более-менее на журналы, интернет, телевидение, газеты, энциклопедии, словари и так далее и тому подобное таким образом. Это всегда Всегда стоит знать, какова оптимальная пропорция времени, затраченного на эти разнообразные источники. По мере того, как вы продвинетесь в обучении, вы быстро разберётесь с тем, какие учебные слоты приносят лучшие результаты и которые могут быть расширены за счет других.

  • Извлечение знаний - если вы не собираетесь сдавать важный экзамен (дело всей вашей жизни), почти никогда не имеет смысла запоминать целые книги или целые статьи. Вам нужно будет извлечь те части, которые, скорее всего, повлияют на качество ваших знаний. Вы можете это сделать:

    1. пометить абзацы в книге или журнале,

    2. вставить соответствующие веб-страницы в SuperMemo,

    3. вставить соответствующие отрывки в SuperMemo,

    4. набрать факты и цифры непосредственно в заметках SuperMemo.

Ну или в Anki.

Понадобится некоторый опыт, прежде чем вы сможете точно измерить, сколько знаний вы действительно можете перенести в свой мозг и какую степень детализации вы сможете освоить. Ваш лучший способ приоритезировать поток знаний в вашу память - использовать дополнительные инструменты для чтения.

  • Перенос знаний в программу - вы можете попытаться придерживаться 20 правил формулирования знаний в момент введения вашего материала в вашу программу. Однако вы также можете в буквальном смысле переносить заметки или импортировать целые файлы, а затем использовать механизмы, предоставляемые программой, для определения порядка обработки импортируемого материала. Вероятно, лучшим критерием выбора между формулировкой или просто импортом является время, необходимое для точной формулировки элемента или элементов. Если формулировка требует больше знаний, больше времени, по сравнению с другими источниками, Вы можете просто импортировать. В противном случае, если вы считаете, что формулировка точного элемента - это вопрос нескольких секунд, сформулируйте его.

  • Формулирование элементов - убедитесь, что пояснительные (опциональные) компоненты ответа помещаются в круглые скобки, чтобы ваше внимание фокусировалось на наиболее важных частях целого. Содержимое в скобках может быть прочитано после повторений для усиления памяти в контексте (чего?).

  • Использование индекса забывания - вы можете использовать индекс забывания для приоретизации рассматриваемых элементов. Последовательность повторений натурально определяется программой, однако вы можете установить различный уровень удержания в памяти: высокий для важных элементов и низкий для не таких уж и важных.

  • Обучение - процесс приоретизации не прекращается с начальным натиском повторений. Вы продолжаете управлять приоретизацией в процессе учёбы с помощью различных программных инструментов.

 

Summary

Here again are the twenty rules of formulating knowledge. You will notice that the first 16 rules revolve around making memories simple! Some of the rules strongly overlap. For example: do not learn if you do not understand is a form of applying the minimum information principle which again is a way of making things simple:

  1. Do not learn if you do not understand

  2. Learn before you memorize - build the picture of the whole before you dismember it into simple items in SuperMemo. If the whole shows holes, review it again!

  3. Build upon the basics - never jump both feet into a complex manual because you may never see the end. Well remembered basics will help the remaining knowledge easily fit in

  4. Stick to the minimum information principle - if you continue forgetting an item, try to make it as simple as possible. If it does not help, see the remaining rules (cloze deletion, graphics, mnemonic techniques, converting sets into enumerations, etc.)

  5. Cloze deletion is easy and effective - completing a deleted word or phrase is not only an effective way of learning. Most of all, it greatly speeds up formulating knowledge and is highly recommended for beginners

  6. Use imagery - a picture is worth a thousand words

  7. Use mnemonic techniques - read about peg lists and mind maps. Study the books by Tony Buzan. Learn how to convert memories into funny pictures. You won’t have problems with phone numbers and complex figures

  8. Graphic deletion is as good as cloze deletion - obstructing parts of a picture is great for learning anatomy, geography and more

  9. Avoid sets - larger sets are virtually un-memorizable unless you convert them into enumerations!

  10. Avoid enumerations - enumerations are also hard to remember but can be dealt with using cloze deletion

  11. Combat interference - even the simplest items can be completely intractable if they are similar to other items. Use examples, context cues, vivid illustrations, refer to emotions, and to your personal life

  12. Optimize wording - like you reduce mathematical equations, you can reduce complex sentences into smart, compact and enjoyable maxims

  13. Refer to other memories - building memories on other memories generates a coherent and hermetic structure that forgetting is less likely to affect. Build upon the basics and use planned redundancy to fill in the gaps

  14. Personalize and provide examples - personalization might be the most effective way of building upon other memories. Your personal life is a gold mine of facts and events to refer to. As long as you build a collection for yourself, use personalization richly to build upon well established memories

  15. Rely on emotional states - emotions are related to memories. If you learn a fact in the sate of sadness, you are more likely to recall it if when you are sad. Some memories can induce emotions and help you employ this property of the brain in remembering

  16. Context cues simplify wording - providing context is a way of simplifying memories, building upon earlier knowledge and avoiding interference

  17. Redundancy does not contradict minimum information principle - some forms of redundancy are welcome. There is little harm in memorizing the same fact as viewed from different angles. Passive and active approach is particularly practicable in learning word-pairs. Memorizing derivation steps in problem solving is a way towards boosting your intellectual powers!

  18. Provide sources - sources help you manage the learning process, updating your knowledge, judging its reliability, or importance

  19. Provide date stamping - time stamping is useful for volatile knowledge that changes in time

  20. Prioritize - effective learning is all about prioritizing. In incremental reading you can start from badly formulated knowledge and improve its shape as you proceed with learning (in proportion to the cost of inappropriate formulation). If need be, you can review pieces of knowledge again, split it into parts, reformulate, reprioritize, or delete.

 


February, 1999

Dr Piotr Wozniak

The content here is distributed under the CC BY-SA license:
creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

 

Коротко: повторенье — мать. ученья

Здесь опять же двадцать правил формулирования знаний. Наверняка вы заметили, что первые 16 правил вращаются вокруг задачи сделать воспоминания лёгкими! Некоторые правила сильно дублируют друг друга. Например: «не учите, если не понимаете» является формой применения принципа минимальной информации, что в свою очередь является формой упрощения словесных формулировок:

Краткость — сестра
  1. Не учи, если не понимаешь
    Сначала разберись, затем учи.

  2. Выучи, прежде чем запоминать
    Стройте картину целого до того, как начнёте разбирать её для запоминания по кусочкам. Если картина получается с дырами — добавляйте недостающие части!

  3. Строй на прочном фундаменте
    Не зная броду — не суйся в воду! Хорошо усвоенные основы помогут легко пропитаться оставшимися знаниями.

  4. Приклейся к принципу минимума информации
    Если вам никак не удаётся запомнить какую-то информацию, попытайтесь сделать её как можно более простой. Если и это не помогает, смотрите на оставшиеся правила (пропуски, образы, мнемоники, превратите перечисления через запятую в списки и так далее).

  5. Пропуски легки и эффективны
    Завершение картины целого недостающим словом или даже фразой не только эффективный путь запоминания. Прежде всего, это значительно ускоряет формулирование знаний, поэтому всенепременнейше рекомендуется начинающим.

  6. Используйте мысленные образы
    Одна картинка стоит тысячи слов.

  7. Используй мнемонические техники
    Разузнайте за карты ума. Изучайте труды Тони Бузана. Выучитесь превращать воспоминания в смешные картинки — и у вас не будет проблем с запоминанием телефонных номеров и сложных чисел (Время, вперёд! С появлением сотовых телефонов необходимость запоминать номера не просто отпала, а отвалилась. - прим.перев.)

  8. Графические пропуски столь же хороши, как и текстовые
    Препятствия перед частями картинок замечательны в изучении анатомии, географии и больше.

  9. Избегай перечислений через запятую
    Длиннющие перечисления через запятую визуально совершенно не запоминаемы до тех пор, пока не превратите их хотя бы в маркированные списки.

  10. Избегай упорядоченных списков
    Списки, впрочем, тоже трудны для запоминания, но справиться с ними помогают пропуски.

  11. Борись с помехами
    Даже самые простые вопросы могут быть совершенно неразрешимыми, если они похожи на другие вопросы. Используйте примеры, контекстные подсказки, яркие иллюстрации, ссылайтесь на эмоции и на свою личную жизнь.

  12. Оптимизируй словесные формулировки
    Как вы уменьшаете математические уравнения, вы можете уменьшить сложные предложения в умные, компактные и приятные максимы.

  13. Ссылайся на другие воспоминания
    Построение воспоминаний о других воспоминаниях порождает связную и герметичную структуру, которую забыть менее вероятно. Используйте основы и запланированную избыточность, чтобы заполнить пробелы.

  14. Опирайся на свои личные примеры
    Персонализация может быть наиболее эффективным способом построения других воспоминаний. Ваша личная жизнь - это золотая жила фактов и событий. До тех пор, пока вы создаете коллекцию для себя, используйте персонализацию богато, чтобы опираться на хорошо устоявшиеся воспоминания.

  15. Полагайся на эмоции
    Эмоции связаны с воспоминаниями. Если вы узнаете факт в состоянии печали, вы с большей вероятностью вспомните об этом, если вам грустно. Некоторые воспоминания могут побудить эмоции и помочь вам использовать это свойство мозга в запоминании.

  16. Контекстные подсказки упрощают словесную формулировку
    Предоставление контекста - это способ упрощения воспоминаний, основанный на более ранних знаниях и избегающий вмешательства.

  17. Избыточность не противоречит принципу минимальной информации
    Некоторые формы избыточности приветствуются. Существует мало вреда в запоминании того же факта, который рассматривается под разными углами. Пассивный и активный подход особенно удобен при изучении словесных пар.

  18. Указывай источники
    Источники помогают вам управлять процессом обучения, обновлять свои знания, оценивать их надежность или важность.

  19. Обеспечь датировку
    Тиснение даты (штемпелевание) удобно для отслеживания изменений запоминаемого во времени.

  20. Выстраивай очерёдность по важности
    Эффективное обучение - все о приоритизации. При постепенном чтении вы можете начать с плохо сформулированных знаний и улучшить их форму по мере продолжения обучения (пропорционально стоимости несоответствующей формулировки). В случае необходимости вы можете снова просмотреть фрагменты знаний, разбить их на части, переформулировать, переориентировать или удалить.

 

В чьём-то жж long long ago

1way-to-english.livejournal.com/305757.html 12 ноя, 2013 в 15:15
1way-to-english.livejournal.com/308697.html 14 ноя, 2013 в 17:35
1way-to-english.livejournal.com/745387.html 03 фев, 2016 в 10:08

P.S. Идея оформления подложек под примерами взята из вольного пересказа
      этой же статьи в блоге Фарида Каримова.

Помимо самого перевода: ankitest-20rules.html
также есть вариант для параллельного чтения: ankitest-20bilingua.html
и вариант оформления оригинала с таким же фоном под примерами: finpapa.ucoz.ru/docs/20rules.html

 

перевёл Дмитрий Михеев 28.03.2017
finpapa.ucoz.ru/ankitest-20rules.html

2017-06-08

The content here is distributed under the CC BY-SA license:
creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/   (лицензия по-русски)

Свои вопросы и предложения по Anki засылайте  на форум  reddit.com/r/AnkiRu/ 

.

.